История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 16

Ашурков В.Н. К истории промышленного переворота в государственном оружейном производстве //Из истории Тулы и Тульского края: Сб. научных трудов (Межвуз.) Тула, 1983, с. 51-63

Реконструкция государственных оружейных заводов во второй половине XIX в. //Ученые записки. Исторические науки. Тулгоспединститут. Тула, 1967

Формирование умений

-  раскрыть понятие: новый принцип комплектования русской армии на основе воинской повинности;

-  знать содержание Устава о воинской повинности 1874 г.;

-  в чем значение военных реформ в России

V. Городская реформа 1870 г. в России.

Нардова В.А. Городское самоуправление в России 60-90-е гг.  XIX в. Л., 1984

Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX-нач. ХХ вв. СПб., 1994

Формирование умений

-  в чем необходимость и значение городской реформы 1870 г.

-  какова структура новых городских учреждений

-  как формировались городские Думы и городские управы

-  в чем значение великих реформ в России

-  раскрыть понятие: «особенности буржуазной эволюции России во второй половине XIX в.

VI. Общие работы.

1.  Бердяев Н. Судьба России. М., 1990

2.  Ионов И.Н. Российская цивилизация 1Х-ХХ вв. М., Просвещение, 1995

3.  Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993

4.  Ключевский В.О. Курс русской истории в девяти томах, часть 5. М., Мысль, 1989

5.  Леонтович В.в. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995

6.  Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. «Феликс», 1995

7.  Российские самодержцы 1801-1917. М., 1993

8.  Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в.Саратов, 1994

9.  Тюкавкин В.Г. История СССР 1861-1917. М., Просвещение, 1990

10.Тюкавкин В.Г. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 М., Просвещение, 1990

Тема № 6

«Общественное движение в России в 60-80-е гг. Х1Х в.»

Общественное движение 60-80-х гг. Х1Х в. представлено тремя идейными направлениями, сложившимися еще в 40-е гг. Х1Х в.: консервативным, либеральным, лево-радикальным.

Русские консерваторы по-прежнему исповедовали идеи, заложенные в теории С.С. Уварова. Самодержавие для России – единственная форма правления - считали они. Власть царя опирается на Божественное соизволение, он венчается на царство и принимает присягу у алтаря. Монарх отвечал за свои дела не перед смертными, а перед Богом, что для православного христианина (последние Романовы были глубоко верующими людьми) являлось абсолютной формой ответственности. Известный консерватор В.П. Мещерский (внук Н.М. Карамзина) - издатель «Гражданина» писал, что «самодержавный русский царь ответственностью перед Богом и своею совестью несравненно более ограничен, чем президент Французской республики». Отношение консерваторов к Великим реформам было отрицательным. Они надеялись, что пришедшие в МВД консервативно настроенные чиновники, вместо ушедших в отставку либералов в апреле 1861 г., при проведении реформ в жизнь, учтут требования дворянства. В ответ на разочарование либеральными реформами появляется «культурный консерватизм» в общественно-литературной жизни России 60-х гг. Х1Х в. – именуемый «почвенничество». Основные принципы его были сформулированы в журналах «Время», «Эпоха» Н.Н. Страховым и братьями Достоевскими. Видным идеологом почвенничества был писатель и публицист А.А. Григорьев.

В ответ на кризис ценностей модернизации почвенники проповедовали идею самоценности русского народа («почвы») и рассматривали его как «воплощение добродетели». Говоря о «разрыве между образованным обществом и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Почвенничество более всего проявилось в литературе и архитектуре (почвенниками были архитекторы И.П. Ропен и В.А. Гартман).

Либеральный лагерь встретил реформы с одобрением, они хвалили инициативу и твердость Александра II. Однако существование всевластия бюрократии вызывало у либералов раздражение. Они требовали продолжение реформ и особенно реформы самодержавия. Спектр их воззрений колебался от ограничения самодержавия Земским Собором до введения представительного правления – парламента.