Новое, совершенно небывалое развитие получил в 70-80-е гг. исторический жанр живописи.
В отличие от академической исторической живописи она имела не отвлеченно-идеализированный, а реально-жизненный характер. Условная театральность изображения сменилась правдой событий, характеров, исторической обстановки и быта. Была раскрыта роль народа в истории и современной жизни. Народ выступал как единый коллективный образ, как главное действующее лицо (В.И. Суриков, И.Е. Репин). При этом изображение народа как целого соединяется с разработкой отдельных характеров и лиц, с большим вниманием к человеческой индивидуальности. В.В. Стасов назвал этот тип картины – «хоровой картиной» по аналогии с массовыми, хоровыми сценами в операх М.П. Мусорского и А.П. Бородина.
Студенты должны знать содержание и особенности художественного языка следующих картин.
В.И. Суриков (1848-1916)
- «Утро стрелецкой казни» - 1881
- «Боярыня Морозова» - 1887
- «Меньшиков в Березове» - 1883
И.Е. Репин (1844-1930)
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» - 1885
- «Запорожцы» - 1880-1891
Н.Н. Ге (1831-1894)
- Петр I допрашивает царевича Алексея В Петрограде» - 1871
- «Тайная вечеря» 1863
- Христос и Никодим» - 1889
- «Что есть истина? Христос и Пилат» - 1890
- «Голгофа» - 1893
Великим художником-баталистом был В.В. Верещагин (1842-1904). В своем творчестве он впервые показал суровую неприукрашенную правду, сделав главными героями полотен – солдат. В.В. Верещагин первым раскрыл аморальность войны; больших и малых, тяжелый солдатский быт, кровь, пот, незахороненность убитых. Он проклял войну, создав картину «Апофеоз войны» (1871). Его творчество представлено тремя циклами картин.
I. Туркестанский цикл (картины батальные, морально-обличительные, этнографические)
- У крепостной стены - 1871
- Окружили, преследуют - 1872
- Нападают врасплох - 1871
- Двери Тамерлана - 1872-1873
- У дверей мечети - 1873
- Торжествуют - 1872
- Представляют трофеи - 1872
Балканский цикл
- «После атаки, перевязочный пункт под Плевной» - 1881
- «Панихида» 1877-1879
- «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» - 1878-1879
Цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 г.
- «Перед Москвой в ожидании депутации». 1891-1892
- «Поджигатели» 1897-1898
- «Возвращение из Петровского дворца» 1895
- «Не замай – дай подойти!» 1897-1895
- «На большой дороге. Отступление, бегство» 1887-1895
Студентам предлагается сделать сообщения, в каких классах, по каким темам можно использовать учителю истории картины В.В. Верещагина.
В 70-80-е гг. возникает новый жанр живописи – социально-бытовой.
И.Е. Репин – «Бурлаки на Волге» 1870-1873
- «Арест пропагандиста» 1880-1892
- «Отказ от исповеди» - 1879-1895
- «Не ждали» 1884-1888
- «Крестный ход в Курской губернии» - 1880-1883
Н.А. Ярошенко – «Курсистка» - нач. 1880-х гг.
- «Всюду жизнь» - 1888
Пейзажный жанр живописи у передвижников – необычен и очень запоминающийся – это образ Родины. Они представляли природу как среду, в которой живет народ, в единстве с его чувствами и пониманием природы. У Шишкина И.И. – эпический пейзаж.
У А.К. Саврасова, В.Д. Поленова – лирический пейзаж
У Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи – романтический пейзаж
Студентам нужно подготовить доклады о каждом типе пейзажа.
Таким образом, русские художники 2 пол. XIX в. выдвигали на первый план своего творчества моральную сторону искусства, его гражданский смысл. Передвижничество – это целое направление в искусстве, это система ценностей в основе которой лежали демократические, народнические идеалы.
Скульптура 2 пол. XIX в.
Постепенно русская скульптура воспринимает идеи, эстетические взгляды, утверждавшиеся в живописи. Преобладает развитие монументальной скульптуры и историко-патриотическая тема в ней.
М.О. Микешин (1835-1896) – Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде (1862)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.