История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 20

Новое, совершенно небывалое развитие получил в 70-80-е гг. исторический жанр живописи.

В отличие от академической исторической живописи она имела не отвлеченно-идеализированный, а реально-жизненный характер. Условная театральность изображения сменилась правдой событий, характеров, исторической обстановки и быта. Была раскрыта роль народа в истории и современной жизни. Народ выступал как единый коллективный образ, как главное действующее лицо (В.И. Суриков, И.Е. Репин). При этом изображение народа как целого соединяется с разработкой отдельных характеров и лиц, с большим вниманием к человеческой индивидуальности. В.В. Стасов назвал этот тип картины – «хоровой картиной» по аналогии с массовыми, хоровыми сценами в операх М.П. Мусорского и А.П. Бородина.

Студенты должны знать содержание и особенности художественного языка следующих картин.

В.И. Суриков (1848-1916)

-  «Утро стрелецкой казни» - 1881

-  «Боярыня Морозова» - 1887

-  «Меньшиков в Березове» - 1883

И.Е. Репин (1844-1930)

-  «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» - 1885

-  «Запорожцы» - 1880-1891

Н.Н. Ге (1831-1894)

-  Петр I допрашивает царевича Алексея В Петрограде» - 1871

-  «Тайная вечеря» 1863

-  Христос и Никодим» - 1889

-  «Что есть истина? Христос и Пилат» - 1890

-   «Голгофа» - 1893

Великим художником-баталистом был В.В. Верещагин (1842-1904). В своем творчестве он впервые показал суровую неприукрашенную правду, сделав главными героями полотен – солдат. В.В. Верещагин первым раскрыл аморальность  войны; больших и малых, тяжелый солдатский быт, кровь, пот, незахороненность убитых. Он проклял войну, создав картину «Апофеоз войны» (1871). Его творчество представлено тремя циклами картин.

I. Туркестанский цикл (картины батальные, морально-обличительные, этнографические)

-  У крепостной стены - 1871

-  Окружили, преследуют -  1872

-  Нападают  врасплох - 1871

-  Двери Тамерлана - 1872-1873

-  У дверей мечети - 1873

-  Торжествуют - 1872

-  Представляют трофеи - 1872

Балканский цикл

-  «После атаки, перевязочный пункт под Плевной» -  1881

-  «Панихида» 1877-1879

-  «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» - 1878-1879

Цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 г.

-  «Перед Москвой в ожидании депутации». 1891-1892

-  «Поджигатели» 1897-1898

-  «Возвращение из Петровского дворца» 1895

-  «Не замай – дай подойти!» 1897-1895

-  «На большой дороге. Отступление, бегство» 1887-1895

Студентам предлагается сделать сообщения, в каких классах, по каким темам можно использовать учителю истории картины В.В. Верещагина.

В 70-80-е гг. возникает новый жанр живописи – социально-бытовой.

И.Е. Репин – «Бурлаки на Волге» 1870-1873

-   «Арест пропагандиста» 1880-1892

-   «Отказ от исповеди» - 1879-1895

-   «Не ждали» 1884-1888

-   «Крестный ход в Курской губернии» - 1880-1883

Н.А. Ярошенко – «Курсистка» - нач. 1880-х гг.

-  «Всюду жизнь» - 1888

Пейзажный жанр живописи у передвижников – необычен и очень запоминающийся – это образ Родины. Они представляли природу как среду, в которой живет народ, в единстве с его чувствами и пониманием природы. У Шишкина И.И. – эпический пейзаж.

У А.К. Саврасова, В.Д. Поленова – лирический  пейзаж

У Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи – романтический пейзаж

Студентам нужно подготовить доклады о  каждом типе пейзажа.

Таким образом, русские художники 2 пол. XIX в. выдвигали на первый план своего творчества моральную сторону искусства, его гражданский смысл. Передвижничество – это целое направление в искусстве, это система ценностей в основе которой лежали демократические, народнические идеалы.

Скульптура 2 пол. XIX в.

Постепенно русская скульптура воспринимает идеи, эстетические взгляды, утверждавшиеся в живописи. Преобладает развитие монументальной скульптуры и историко-патриотическая тема в ней.

М.О. Микешин (1835-1896) – Памятник «Тысячелетию России» в               Новгороде (1862)