Стремление сделать народ богатым и счастливым было основой ценностей разночинской интеллигенции 60-70-х гг. XIX в.
В идеологии «народопоклонства» благо народа ставилось выше ценностей созидания, истины и добра – вечных ценностей.
Таким образом, русское искусство 60-80-х гг. XIX в. не было свободно от идеологических догм, они и сформировали новое направление в искусстве, основными характеристиками которого были: приоритет социальной тематики, искусство должно быть полезно обществу, играть воспитывающую роль в нем, художника считали носителем передовых общественных идеалов, признание народа ведущей силой в обществе. В 1870 г. образовалось Товарищество передвижных художественных выставок, члены которого исповедовали данную идеологию.
Живопись из всех видов искусства выдвигается на первое место в силу эстетического воздействия на зрителя. Основным методом искусства 60-х гг. был критический реализм. Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства, правдивое, объективное отражение действительности. Встав на путь отражения правды жизни, художники–реалисты прежде всего обличали социальное зло. В русском искусстве преобладали социально-критические тенденции. Обличали власть имущих (помещиков, купцов, священников), сочувствовали страданиям народа. Отсюда метод противопоставления богатых – бедным; угнетенных сословий – привилегированным, на одном полюсе – зло (помещик, кулак, купец, священник), на другом – добро (страдалец народ), следовательно, не избежало искусство нарочитой назидательности.
Идейная сторона искусства главенствовала, содержание преобладала над формой (художественным языком: композицией, колоритом красок). Наиболее полно данные черты нашли отражение в бытовом жанре русской живописи.
Русская бытовая живопись 50-60-х гг. XIX в. отразила наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня того времени. Разоблачаются мрачные, уродливые, нравственные явления капиталистического города.
В.Г. Перов (1834-1882)
- «Тройка» - 1866
- «Проводы покойника – 1865
- «Сельский крестный ход на Пасху – 1861
- «Чаепитие в Мытищах» - 1862
Г.Г. Мясоедов (1835-1911)
- «Земство обедает» - 1872
- «Страдная пора (Косцы) - 1887
Пукирев В.В. (1832-1890)
- «Неравный брак» - 1862
Неврев Н.В. (1830-1904)
- «Торг. Сцены из недавнего прошлого» - 1866
Маковский В.Е. (1846-1920)
- «Свидание» - 1883
- «На бульваре» - 1886-1887
- «Крах банка» - 1881
В 70-80-е гг. XIX в. критическая тенденция в искусстве сохраняется, но более настойчивым становится поиск положительного героя. Художников интересуют не только жертвы социального зла, но и противостоящие ему силы. Продолжая отображать бедствия народа, они вместе с тем стремятся воспеть его положительные черты, создать тонкие психологические образы, интеллектуальных, творчески мыслящих людей. Все это воплощается в портретном жанре живописи.
Художники пишут портреты интеллигенции. У народников особое отношение к ней. Интеллигенция, по их мнению, способна стать коллективным вождем, повести за собой народ.
И.Н. Крамской (1837-1887)
- портрет Л.Н. Толстого – 1873
- автопортрет –1874
- портрет П.М. Третьякова – 1876
- «Христос в пустыне» - 1872
- портреты крестьян 70-80-х гг.
В.Г. Перов
- портрет Ф.М. Достоевского – 1872
- портрет А.Н. Островского – 1871
- портрет И.С. Тургенева - 1872
И.Е. Репин (1844-1930)
- потрет Н.И. Пирогова – 1881
- портрет П.А. Стрепетовой – 1882
- портрет М.П. Мусоргского – 1881
- портрет В.В. Стасова – 1883
Н.Н. Ге (1831-1894)
- портрет А.И. Герцена – 1867
- портрет Л.Н. Толстого – 1884
- портрет Н. Петрункевич – 1893
Итак, художники портретировали главным образом представителей демократической культуры – ученых, писателей, деятелей искусства. Это помогало им выразить свои гражданские идеалы, воспеть богатство внутреннего мира человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.