История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 19

Стремление сделать народ богатым и счастливым было основой ценностей разночинской интеллигенции 60-70-х гг. XIX в.

В идеологии «народопоклонства» благо народа ставилось выше ценностей созидания,  истины и добра – вечных ценностей.

Таким образом, русское искусство 60-80-х гг. XIX в. не было свободно от идеологических догм, они и сформировали новое направление в искусстве, основными характеристиками которого были: приоритет социальной тематики, искусство должно быть полезно обществу, играть воспитывающую роль в нем, художника считали носителем передовых общественных идеалов, признание народа ведущей силой в обществе. В 1870 г. образовалось Товарищество передвижных художественных выставок, члены которого исповедовали данную идеологию.

Живопись из всех видов искусства выдвигается на первое место в силу эстетического воздействия на зрителя. Основным методом искусства 60-х гг. был критический реализм. Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства, правдивое, объективное отражение действительности. Встав на путь отражения правды жизни, художники–реалисты прежде всего обличали социальное зло. В русском искусстве преобладали социально-критические тенденции. Обличали власть имущих (помещиков, купцов, священников), сочувствовали страданиям народа. Отсюда метод противопоставления богатых – бедным; угнетенных сословий – привилегированным, на одном полюсе – зло (помещик, кулак, купец, священник), на другом – добро (страдалец народ), следовательно, не избежало искусство нарочитой назидательности.

Идейная сторона искусства главенствовала, содержание преобладала над формой (художественным языком: композицией, колоритом красок). Наиболее полно данные черты нашли отражение в бытовом жанре русской живописи.

Русская бытовая живопись 50-60-х гг. XIX в. отразила наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня того времени. Разоблачаются мрачные, уродливые, нравственные явления капиталистического города.

В.Г. Перов (1834-1882)

-  «Тройка» - 1866

-  «Проводы покойника – 1865

-  «Сельский крестный ход на Пасху – 1861

-  «Чаепитие в Мытищах» - 1862

Г.Г. Мясоедов (1835-1911)

-  «Земство обедает» - 1872

-  «Страдная пора (Косцы) - 1887

Пукирев В.В. (1832-1890)

-  «Неравный брак» - 1862

Неврев Н.В. (1830-1904)

-  «Торг. Сцены из недавнего прошлого» - 1866

Маковский В.Е. (1846-1920)

-  «Свидание» - 1883

-  «На бульваре» - 1886-1887

-  «Крах банка» - 1881

В 70-80-е гг. XIX в. критическая тенденция в искусстве сохраняется, но более настойчивым становится поиск положительного героя. Художников интересуют не только жертвы социального зла, но и противостоящие ему силы. Продолжая отображать бедствия народа, они вместе с тем стремятся воспеть его положительные черты, создать тонкие психологические образы, интеллектуальных, творчески мыслящих людей. Все это воплощается в портретном жанре живописи.

Художники пишут портреты интеллигенции. У народников особое отношение к ней. Интеллигенция, по их мнению, способна стать коллективным вождем, повести за собой народ.

И.Н. Крамской (1837-1887)

-  портрет Л.Н. Толстого – 1873

-  автопортрет –1874

-  портрет П.М. Третьякова – 1876

-  «Христос в пустыне» - 1872

-  портреты крестьян 70-80-х гг.

В.Г. Перов

-  портрет Ф.М. Достоевского – 1872

-  портрет А.Н. Островского – 1871

-  портрет И.С. Тургенева - 1872

И.Е. Репин (1844-1930)

-  потрет Н.И. Пирогова – 1881

-  портрет П.А. Стрепетовой – 1882

-  портрет М.П. Мусоргского – 1881

-  портрет В.В. Стасова – 1883

Н.Н. Ге (1831-1894)

-  портрет А.И. Герцена – 1867

-  портрет Л.Н. Толстого – 1884

-  портрет Н. Петрункевич – 1893

Итак, художники портретировали главным образом представителей демократической культуры – ученых, писателей, деятелей искусства. Это помогало им выразить свои гражданские идеалы, воспеть богатство внутреннего мира человека.