История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 13

·  Ю.П. Самойлова, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини 1842

Итак, события первой четверти XIX в. создали особый тип людей, больше не повторявшийся в другие десятилетия, с цельностью мировоззрения, рыцарским служением Отечеству, верностью идеалам добра и справедливости. Анализируя портреты, мы можем понять сущность эпохи.

Итак, живописный портрет, как исторический источник может много рассказать о человеке. Рассказ его сжат, в нем предельная концентрация мысли и чувства.

Портрет-свидетель и очевидец эпохи расскажет нам не только о костюмах, интерьере домов, о событиях, но главным образом о человеке, о его духовном росте, сложностях внутреннего мира, т.е. он незаменимый свидетель социально-психологических процессов эпохи.

«Лицо человека – есть лицо истории»: - говорила скульптор Мухина.

Характеризуя портретный жанр русской живописи, студенты должны овладеть  понимаем ее художественного языка: композиции, колорита красок.

Исторический жанр живописи обогатился новыми отличительными чертами, что нашло отражение в картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1830-1833) и в картине А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1836-1850-е гг.). В этих картинах преодолевается линейная композиция, хорошо проработан второй план, многофигурные картины не поглощают характеристики отдельных личностей, яркий, образный колорит красок работает на основную идею сюжета.

Бытовой жанр представлен двумя художниками, жившими в разное время.

А.Г. Венецианов (1780-1847) – творил в эпоху живописного романтизма, его картины – это романтическая поэма на холсте, он – основоположник бытового жанра:

·  «Гумно» 1821

·  «Спящий пастушок» 1826

·  «Весна. На пашне» 1820-е гг.

·  «Осень. На жатве» 1820-е гг.

·  «Крестьянка с васильками» 1820-е гг.

Художник П.А. Федотов (1815-1852) – стал основоположником критического реализма в русской живописи. Но это еще не обличение действительности.

Свое ироническое отношение к жизни П.А. Федотов выразил посредством искусства:

·  «Сватовство майора» 1848

·  «Свежий кавалер» 1846

·  «Завтрак аристроката» 1849

·  «Анкор, еще, анкор» 1851

Итак, искусство «золотого века русской культуры XIX» началось великолепными достижениями в области позднего архитектурного классицизма, романтического портрета, монументальной скульптуры.

Далее студентам предлагается план и литература семинарского занятия по теме «Русская культура I половины XIX в.

П Л А Н

семинарских занятий по теме:

«Развитие русской культуры в первой половине XIX в.»

Занятие 1

1.  Основные чертыи особенности развития культуры I пол. XIX в.

2.  Стилевые особенности архитектуры. Архитектура Петербурга, Москвы, провинции.

Занятие 2.

1.  Жанровые, стилевые особенности русской живописи.

Занятие 3.

1. Тематика в скульптуре.

2. Развитие музыкального и театрального искусства.

Литература:

1.  Алексеева Т.В. История русского искусства. Т. 8 кн. 1, М., 1963

2.  Амшинская А.М. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников 1-й пол. XIX в., 1954

3.  Амшинская А.М. В.А. Тропинин. М., 1970

4.  Ацаркина Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963

5.  Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965

6.  Декабристы в собрании ГИМ. Альбом. Составители: М.Барановская, Т.Власенко. М., 1975

7.  Деятели русской культуры XIX в.: страницы биографий. М., 1990

8.  Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Н.Бестужев. М., 1977

9.  Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986

10.Кислякова И.В. О.Кипренский. Эпоха и герои. М., 1977

11.Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964

12.Коваленская Н.Н. История русского искусства I пол. XIX в. М., 1951

13.Кока Г.М. Портреты Пушкина. // «Творчество», № 2, 1962. с. 23

14.Кока Г.М. Пушкин в искусстве. М., 1962

15.Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1975

16.Морохов А.Г. Три века русской сцены. М., П. 1978

17.Лозинский Р.Р. Страницы минувшего. Изд. ТГПУ, 2000