История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 9

Начало второго этапа позднего классицизма в архитектуре (1815 – 1830-е гг.) совпадает с победоносным завершением Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Триумф в освободительной войне вызвал новый патриотический подъем в творчестве зодчих. Характерными чертами этого этапа стали: 1) ансамблевость архитектурного оформления Петербурга и Москвы, создаются ансамбли Дворцовой, Казанской, Сенатской площадей в северной столице: Красной, Театральной, Манежной площадей в первопрестольной; 2)строительство новых видов общественных зданий – театров, бирж, вокзалов, манежей, казарм, учебных заведений, торговых рядов, пассажей; 3) окончательное оформление площадей, перепланировка улиц, целых районов – заканчивается оформление Петербурга – «Северной Пальмиры». Ведущими архитекторами этого этапа были: Карл Росси (Сенат – Синод, Александринский театр, Арка Главного штаба, Публичная библиотека, Михайловский дворец); В. Стасов (Нарвские Триумфальные ворота, здание казарм Павловского полка, Московские триумфальные ворота).

Итак, в Петербургском классицизме (1800 _ 1830 гг.) проявили себя разные мастера, их объединяло то, что они трудились над одной задачей: создание величественного образа Российской столицы.. Ценность архитектуры этого периода определяется не только дарованием отдельных мастеров, но и той целеустремленностью, с которой они стремились сделать красивой северную столицу и представляли ее себе как выражение в камне государственной мощи и народной славы. А. С. Пушкин любил Петербург не только за то, что он «Петра творенье», но любил его «строгий стройный вид». Петербургская архитектура первой трети XIX в. – это преимущественно официальная, парадная архитектура, в ней прямо сказывается воздействие вкусов заказчиков. Но к этому не сводится сущность петербургской архитектуры. Русские архитекторы превращали представительность, грандиозность, парадность в воплощение ясной гармонии, мудрой соразмерности, благородной простоты. И поэтому архитектура этого периода, как впрочем, и все искусство, приобрела человечный, гуманный характер.

Строительство в Москве в это время не велось в столь обширных масштабах, как в Петербурге, и носило более скромный, порой интимный характер. Зато в Москве в архитектуре первой трети XIX в. более открыто давала о себе знать связь ее с исконно русскими традициями старины – древнерусской деревянной архитектурой. Московский поздний классицизм в архитектуре именуют «уютным, доверительным стилем» (А. А. Вознесенский). Выдающиеся московские зодчие восстанавливали первопрестольную от пожаров 1812 г., строили новые здания. О. И. Бове завершил ансамбль Красной площади, построив здание Новых торговых рядов; он - автор проекта Александровского сада у Кремлевской стены, один из авторов Манежа и Манежной площади, построил здания Большого и Малого театров, завершил оформление Театральной площади, построил Триумфальные арки в начале Тверской улицы. А. Г. Григорьев – дом Лопухина, усадьба Кузьминки. Д. И. Жилярди восстанавливал здание Московского университета, автор проектов «уютных» московских особняков – домов, Актового зала Московского университета. Е. А. Тюрин в середине XIX в. построил в Московском Университете Храм Святой Татьяны, Богоявленский собор в Елохове. Шестаков возвел храм Большое Вознесение у Никитских ворот, где в феврале 1831 г. венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Итак, московский классицизм более «уютный», скромный, вошел в историю архитектуры своими замечательными особняками (каменный низ, деревянный верх, окрашенный всегда желтым цветом, так хорошо гармонировавший и со снегом, и с зеленью; фронтон заменялся то балконом, то мезонином, крыльцо часто украшалось двумя, четырьмя колоннами). Такие дома строились во всей провинциальной России, и в Туле XIX века.

Архитектура Тулы в первой половине  XIX века.