В первой половине XIX века Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции. Повторяя свойственные им смену идеологических и художественных направлений – просвещение, классицизм, романтизм, реализм. Европейский рационализм и европейские художественные приемы служили для освоения собственной национальной традиции. Традиционно на развитие культуры оказывали влияние исторические события эпохи, политическая жизнь страны.
Отечественная война 1812 г. обострила чувство патриотизма. Самосознания народа, что проявилось в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева. Русская литература обрела национальное и социальное звучание, стала формой осмысления исторического пути страны, духовного богатства ее народа. Со времен А. С. Пушкина литература стала оказывать наиболее сильное влияние на духовную, общественную жизнь образованной части населения России. Именно она определила XIX век как «золотой век» русской культуры.
Чувство патриотизма проявились в архитектурных образах позднего классицизма (ампира). По своей природе архитектура является искусством, которое своим образом моделирует идеи времени. Архитектура – это материализованный образ времени, поэма в камне. Не случайно, что в поисках средств выразительности зодчие обратились к наследию Древней Греции. Именно в мировоззрении древних греков классической эпохи оказалось много черт, близких и понятных просветителям начала XIX в. Здания той поры в архитектурных формах воплощали идеи единства, величия, гармонии и свободного общества граждан, идеи разума и гуманизма. И люди начала XIX века боролись за идеи гражданственности, могущества человеческого разума, достоинства человеческой личности. Таким образом, в новых исторических условиях XIX века, используя основные принципы ордерной архитектуры Древней Греции, русские зодчие создают произведения, воплощающие веру в возможность построения гармоничного и свободного общества. Здания классического стиля – это монументальные сооружения, отличающиеся стройностью элементов, четкостью, симметричностью и взаимоподчиненностью. Это воплощение архитектурного идеала равновесия социальных слоев. Человек, тем более народ, не должен рабствовать, и каждая колонна Адмиралтейства, олицетворяющая монументализированный эквивалент человека, нигде не угнетена. Она легко, вместе с другими колоннами, несет фронтон, как бы добровольно исполняя свой долг. Отдельные портики, сохраняя самостоятельность, подчиняются общему ритму, нарастающему к центру. И все объединяет вознесшийся к небу шпиль – символ разумной и единой власти. Именно так образованные люди первой трети XIX века воспринимали поздний классицизм в архитектуре, в котором воплотились мечты о разумном, свободном мире.
Итак, основные черты позднего классицизма в архитектуре – это строгая симметрия, четкость, пропорциональность, трехчастное деление здания, причем центральная часть выделена за счет колоннадного портика и треугольного фронтона (часто с колесницей Победы), высокий цоколь, ритмический ряд окон, вход в здание – всегда строго по центру.
Весь период позднего классицизма в архитектуре (1800 – 1830-е гг.) можно разделить на два этапа. Первый этап (1800 – 1815 гг.), когда доминировали архитекторы А. Н. Воронихин (Казанский Собор, Горный институт, дом Лавалей, «Павильон роз» в Павловске и др.), А. Д. Захаров (Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова), Тома де Томон (Военно– морская биржа, Ростральные колонны). Их архитектурные произведения отмечены общностью стилевых основ, монументальностью, огромными фасадами и объемами, необычайной образной выразительностью. Но в то же время, они индивидуальны проявлением особого подчерка каждого, что придает им поэтическую одухотворенность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.