История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 21

-  Памятник Б. Хмельницкому в Киеве -     1870-1888

А.М. Опекушин (1838-1923) – Памятник А.С. Пушкину в Москве 

(1880)

М.М. Антокольский (1843-1902) – «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872)

-  «Нестор-летописец» (1889)

Архитектура 2 пол. XIX в.

Архитектура этого времени отличается некоторыми особенностями: развивается техника строительного дела; зодчие разрабатывают и осваивают новые типы сооружений (железнодорожные вокзалы, обширные торговые ряды, пассажи, здания банков, заводов, фабрик, доходные дома). Продолжается с 1830 –х гг. – 1895 – эпоха эклектики.

Нового стиля в архитектуре выработано     не было, происходит смешение стилей, утрачивается синтез архитектуры и скульптуры.

Студенты должны знать некоторые имена зодчих и их произведения, помнить, что существовали два основных направления в эклектике: древнерусское – в гражданском зодчестве и древневизантийское – в храмовой архитектуре.

В.О. Шервуд (1833-1897)

-  здание Исторического музея в Москве на Красной площади – 1877-1883

-  Шамардинский женский монастырь в Калужской губернии – 1880-е гг.

А.Н. Померанцев (1848-1918)

-  Верхние торговые ряды (1889-1893)

-  Храм Александра Невского в Болгарии в Софии, в память русским воинам-освободителям (1880-е гг. XIX в.)

А.Л. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев И.В.)

-  Храм Спаса на Крови в Петербурге (1883-1907)

К.А. Тон (1794-1881) Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883)

В.А. Шретер – Мариинский театр в Петербурге (1860-е гг.)

И.А. Монигетти – Государственный музей прикладных знаний (Политехнический) 1875-1877

К. Быковский (сын) – комплекс Университетских клиник на Девичьем     поле (1885-1889)

-  здание Государственного банка (1890-1892)

Архитекторы И.П. Ропен и В.А. Гартман создали выставочные павильоны России на всемирных выставках в Париже, Копенгагене, Чикаго, используя традиции русского деревянного зодчества (1878, 1888, 1893)

Архитектура Тулы.

Смешение стилей в архитектуре второй половины XIX в. нашло свое проявление и в Тульском зодчестве.

От Пятницкой башни Тульского кремля начиналась улица Пятницкая (Металлистов ныне), застроенная разностилевыми домами. Большая часть их – хорошо спланированные частные дома тульских мещан. Но здесь есть и пышный особняк в стиле позднего классицизма, и богатый купеческий дом в стиле французского ренессанса. Эта улица, застроенная в стиле эклектики, сколок с архитектуры Тулы середины и 2 пол. XIX  в., сохранилась и поныне.

В 1856-1862 гг. в Кремле был построен тульским архитектором М.А. Михайловым Богоявленский собор в древнерусском направлении эклектики.

Национальный стиль просматривается в декоративном украшении Собора, где использованы элементы «нарышкинского борокко»: оконные наличники с «петушиными гребнями», ничего не несущие колонки-дудочки, килевидные арки – нарядная белокаменная отделка на фоне кирпичных стен.

Собор построен как памятник победы России в Отечественной войне 1812 г. Ныне храм обезображен, в нем находится музей оружия.

В мае 1860 г. состоялась закладка на северо-восточной окраине Тулы первого храма мужского Богородичного Щегловского монастыря, открытие которого прошло в 1868 г., а в 1886 г. заложен второй храм. Работы производились по проекту тульского архитектура А.Г. Бочарникова.

Есть устойчивое мнение краеведов, что архитектор А.Г. Бочарников построил в 1886 г. храм Александра Невского на Плац-параде.

Эта каменная церковь с одной шлемовидной главкой была самой красивейшей в Туле. Четыре маленькие главки покоялись на четырех ротондах, украшенных полукруглыми кокошниками. По всему периметру наружных стен проходила зубчатая белокаменная отделка, на фоне кирпичной кладки смотрелась ярким декоративным украшением.

В Заречье, где начиналась Алексинская дорога на Москву, у самой городской заставы, был построен в 1898 г. храм Сергия Радонежского.  Здание из красного кирпича, однокупольное, ступенчатое построение главного объема, с полосатой кладкой стен, двухчастными и трехчастными окнами. Невысокий барабан купола опоясан с нависающим над ними кольцом надоконных полукруглых «козырьков». Эти же «козырьки» повторяются над окнами основного фасада здания. Храм построен в древневизантийском направлении эклектики.