- Определить на карте основные направления движения войск и места битв, подготовить схему Бородинского сражения и Тарутинского марш-маневра М.И. Кутузова.
- Подготовить для использования в учебном процессе материл о русских полководцах и героях войны 1812 г.
- Владеть современными знаниями о причинах войны, о военных планах сторон, о значении Бородинского сражения, о планах контрнаступления русской армии, о периодизации войны, о причинах победы русского народа в войне, о значении победы.
Вопрос № 3 первого занятия на лекциях не раскрывается и изучается самостоятельно.
Основной задачей самостоятельной проработки данной темы является знакомство студентов со всеми формами участия народа в войне 1812 г.
При подготовке необходимо обратить внимание на следующие ключевые вопросы:
1. Что нового появилось в сознании народа во время Отечественной войны 1812 г?
2. Выделите наиболее активные и массовые формы участи народа в войне.
3. Кто из видных русских полководцев признавал народный характер войны 1812?
4. На каком этапе войны развернулось широкое партизанское движение, какие формы оно приняло?
5. Какова роль Кутузова М.И. и его штаба в руководстве партизанским движением?
6. Какова роль М.Б. Барклая де Толли в партизанском движении.
7. Какова история создания народного ополчения, его значения в победе русского народа в войне?
ТЕМА № 2
«Движение декабристов»
Отечественная война 1812 г. оказалась мощным катализатором, резко ускорившим политическую дифференциацию российского дворянства. Крайним проявлением ее стало возникновение декабризма, на знамени которого слились воедино лозунги конституции и освобождения крестьян.
Литература о декабристах насчитывает несколько сотен наименований. Модест Корф, статс-секретарь, официальный историограф, в книге «Восшествие на престол императора Николая I»пытался доказать, что восстание декабристов было «маскарадом распутства, замышляющим преступление», т.е. событием, не имевшим глубокого исторического смысла и важным только как опасность для императорской фамилии. В. О. Ключевский писал о декабристах как о последнем дворцовом перевороте, о связи декабристских традиций с традициями XVIII века. В. И. Ленин говорил о «дворянском периоде революционного движения в России», сделал декабристов «первыми революционерами», которые «разбудили А. И. Герцена». М. В. Нечкина писала о декабристах, взяв за основу марксистско – ленинскую концепцию о трех этапах русского освободительного движения. Она видела в декабристах дворянских революционеров с дворянской революционностью. В советское время государственная идеология пыталась присвоить наследие декабристов, сделав их предтечами октябрьского переворота 1917 г. Загнанное же в подполье советское общество видело в декабристах образец сопротивления, «первых диссидентов». В 70-е гг. XX в. «выйти на площадь» - метафора высшей ступени гражданского неповиновения. В современной российской исторической науке, отказавшейся от марксистско–ленинской концепции декабризма, преобладает взгляд на декабристов как на либералов, реформаторов, решившихся на мятеж, потому что верховная власть в лице Александра I отказалась от реформ сверху. Декабристская тема волнует сейчас и историков, и общество потому, что в этой теме скрыта не только проблема противостояния власти и общества, но и проблема выбора пути для России. Свидетельством – прошедшая в 2000 году в Санкт – Петербурге научная конференция, посвященная 175-летию восстания декабристов, в рамках программы «Первенцы свободы» и опубликованный по итогам этой конференции сборник «Империя и либералы» (СПб.2001).
ПЛАН
семинарских занятий по теме:
«Движение декабристов».
Занятие первое.
1. Причины и источники формирования вольнолюбивых идей декабристов.
2. Характеристики ранних декабристских организаций (1816 – 1820).
Занятие второе.
1. Политическая программа декабристов по «Русской правде» Южного общества, «Конституции» Н. М. Муравьева и «Манифеста к русскому народу».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.