История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 4

-  Определить на карте основные направления движения войск и места битв, подготовить схему Бородинского сражения и Тарутинского марш-маневра М.И. Кутузова.

-  Подготовить для использования в учебном процессе материл о русских полководцах и героях войны 1812 г.

-  Владеть современными знаниями о причинах войны, о военных планах сторон, о значении Бородинского сражения, о планах контрнаступления русской армии, о периодизации войны, о причинах победы русского народа в войне, о значении победы.

Вопрос № 3 первого занятия на лекциях не раскрывается и изучается самостоятельно.

Основной задачей самостоятельной проработки данной темы является знакомство студентов со всеми формами участия народа в войне 1812 г.

При подготовке необходимо обратить внимание на следующие ключевые вопросы:

1.  Что нового появилось в сознании народа во время Отечественной войны 1812 г?

2.  Выделите наиболее активные и массовые формы участи народа в войне.

3.  Кто из видных русских полководцев признавал народный характер войны 1812?

4.  На каком этапе войны развернулось широкое партизанское движение, какие формы оно приняло?

5.  Какова роль Кутузова М.И. и его штаба в руководстве партизанским движением?

6.  Какова роль М.Б. Барклая де Толли в партизанском движении.

7.  Какова история создания народного ополчения, его значения в победе русского народа в войне?

ТЕМА № 2

«Движение декабристов»

Отечественная война 1812 г. оказалась мощным катализатором, резко ускорившим политическую дифференциацию российского дворянства. Крайним проявлением ее стало возникновение декабризма, на знамени которого слились воедино лозунги конституции и освобождения крестьян.

Литература о декабристах насчитывает несколько сотен наименований. Модест Корф, статс-секретарь, официальный историограф, в книге «Восшествие на престол императора Николая I»пытался доказать, что восстание декабристов было «маскарадом распутства, замышляющим преступление», т.е. событием, не имевшим глубокого исторического смысла и важным только как  опасность для императорской фамилии. В. О. Ключевский писал о декабристах как о последнем дворцовом перевороте, о связи декабристских традиций с традициями XVIII века. В. И. Ленин говорил о «дворянском периоде революционного движения в России», сделал декабристов «первыми революционерами», которые «разбудили А. И. Герцена». М. В. Нечкина писала о декабристах, взяв за основу марксистско – ленинскую концепцию о трех этапах русского освободительного движения. Она видела в декабристах дворянских революционеров с дворянской революционностью. В советское время государственная идеология пыталась присвоить наследие декабристов, сделав их предтечами октябрьского переворота 1917 г. Загнанное же в подполье советское общество видело в декабристах образец сопротивления, «первых диссидентов». В 70-е гг. XX в. «выйти на площадь» - метафора высшей ступени гражданского неповиновения. В современной российской исторической науке, отказавшейся от марксистско–ленинской концепции декабризма, преобладает взгляд на декабристов как на либералов, реформаторов, решившихся на мятеж, потому что верховная власть в лице Александра I отказалась от реформ сверху. Декабристская тема волнует сейчас и историков, и общество потому, что в этой теме скрыта не только проблема противостояния власти и общества, но и проблема выбора пути для России. Свидетельством – прошедшая в 2000 году в Санкт – Петербурге научная конференция, посвященная 175-летию восстания декабристов, в рамках программы «Первенцы свободы» и опубликованный по итогам этой конференции сборник «Империя и либералы» (СПб.2001).    

ПЛАН

семинарских занятий по теме:

«Движение декабристов».

Занятие первое.

1.  Причины и источники формирования вольнолюбивых идей декабристов.

2.  Характеристики ранних декабристских организаций (1816 – 1820).

Занятие второе.

1.  Политическая программа декабристов по «Русской правде» Южного общества, «Конституции» Н. М. Муравьева и «Манифеста к русскому народу».