3. А.И. Штакеншнейдер – Мариинский и Николаевский дворцы в Петербурге (1850-ые гг)
Задания
Студенты должны знать стилевые особенности русской архитектуры первой половины XIX в.:
· Понятие позднего классицизма, его отличительных черт;
· Знать имена выдающихся архитекторов и их творения;
· Пользуясь работами В.Н. Ашуркова, Р.Р. Лозинского, В.Н. Уклеина подготовить описание Тульской архитектуры данного времени
Cкульптура первой половины XIX века
Тема исторической памяти, патриотизма была основной в творчестве скульпторов, вызванная исторической победой над Наполеоном.
Соразмерно хронике исторических событий распределим скульптурные шедевры этого времени.
1. Ал.П. Брюллов. Памятник московскому князю Дмитрию Донскому на Красном Холме Куликова поля. (1848-1850)
2. И.П. Мартос Памятник К. Минину и князю Пожарскому в Москве на Красной площади. (1804-1818)
3. Б.И. Орловский. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге на площади Казанского Собора. (1828-1836)
4. А.А. Манферан. Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга. (1830-1834)
5. П.К. Клод. Памятники Николаю I на Исаакиевской площади, И. Крылову – в Летнем Саду Петербурга. Конные группы Аничкова моста в Петербурге. (1849-1850)
Классицизм в скульптуре нашел свое отражение в позах, одежде изображаемых.
Кроме монументальной скульптуры, развивалась скульптура малых форм, игравшая декоративное значение для оформления классических сооружений. В этом виде скульптуры работали С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, С.Ф. Щедрин.
Ф.П. Толстой работал над медальонами, посвященными Отечественной войне 1812. Студенты должны знать стилевые особенности и тематическую направленность развития скульптуры.
Живопись I половины XIX века.
Художникам становилось тесно в узких рамках классицизма А.Х. Классицизм в живописи – академизм. Наибольшего успеха в это время добиваются художники неакадемисты, т.е. порвавшие с академическими догмами. Именно они осваивали распространявшийся в России вслед за Германией и Англией – романтизм.
Главное в эстетике романтизма показать раскрепощение внутреннего мира личности, дать новые понятия о достоинстве человека, создать светлый образ жаждущей и ищущей гармонии личности, ее высоких духовных качеств.
То, что люди I пол. XIX в. принимали так близко к сердцу судьбу Родины, придавало их собственному облику поразительное духовное богатство. Поэтому столь одухотворенны и интересны люди на романтических портретах. Портретный жанр живописи в это время – приоритетен и популярен. Рост самосознания народа, как следствие Отечественной войны 1812 г., способствовали пристальному вниманию к отдельной личности, что отразилось на развитии портретного жанра в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова (академиста по образованию, романтика в творчестве).
Отметим, что композиционные и колористические особенности романтических портретов проявились:
1. в сложной, многоплоскостной посадке портретируемого человека;
2. на темном фоне ярким пятном высвечивались лицо и руки, через них передавали духовный мир человека;
3. обязательное наличие яркого пятна в одежде
О.А. Кипренский (1782-1836) написал портреты:
· Е.В. Давыдова 1809
· А.С. Пушкина 1827
· Юноши Александра Челищева 1808-1809
· Отчима Швальбе 1804
· С.С. Уварова 1816
В.А. Тропиным (1776-1857) является автором демократического портрета:
· А.С. Пушкина 1827
· Ю.П. Самарина 1840
· Е.С. Авдулиной 1822
· сына Арсения 1818
· П.А. Булахова 1823
К.П. Брюллов (1799-1852) – автор портретов:
· Итальянский полдень (Ю.П. Самойлова) 1827
· Княгини Е.П. Салтыковой 1841
· поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого 1836
· издателя и литератора А.Н. Струговщикова 1840
Брюллов К.П. стал первым писать портреты-картины - особый вид портрета, где изображены два и более человек и есть сюжет, динамика развития
· «Всадница» 1833
· Сестры Шишмаревы 1839
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.