История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 12

3.  А.И. Штакеншнейдер – Мариинский и Николаевский дворцы в Петербурге (1850-ые гг)

Задания

Студенты должны знать стилевые особенности русской архитектуры первой половины XIX в.:

·  Понятие позднего классицизма, его отличительных черт;

·  Знать имена выдающихся архитекторов и их творения;

·  Пользуясь работами В.Н. Ашуркова, Р.Р. Лозинского, В.Н. Уклеина подготовить описание Тульской архитектуры данного времени

Cкульптура первой половины XIX века

Тема исторической памяти, патриотизма была основной в творчестве скульпторов, вызванная исторической победой над Наполеоном.

Соразмерно хронике исторических событий распределим скульптурные шедевры этого времени.

1.  Ал.П. Брюллов. Памятник московскому князю Дмитрию Донскому на Красном Холме Куликова поля.  (1848-1850)

2.  И.П. Мартос Памятник К. Минину и князю Пожарскому в Москве на Красной площади.  (1804-1818)

3.  Б.И. Орловский. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге на площади Казанского Собора.  (1828-1836)

4.  А.А. Манферан. Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга.  (1830-1834)

5.  П.К. Клод. Памятники Николаю I на Исаакиевской площади, И. Крылову – в Летнем Саду Петербурга. Конные группы Аничкова моста в Петербурге.  (1849-1850)

Классицизм в скульптуре нашел свое отражение в позах, одежде изображаемых.

Кроме монументальной скульптуры, развивалась скульптура малых форм, игравшая декоративное значение для оформления классических сооружений. В этом виде скульптуры работали С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, С.Ф. Щедрин.

Ф.П. Толстой работал над медальонами, посвященными Отечественной войне 1812. Студенты должны знать стилевые особенности и тематическую направленность развития скульптуры.

Живопись I половины XIX века.

Художникам становилось тесно в узких рамках классицизма А.Х. Классицизм в живописи – академизм. Наибольшего успеха в это время добиваются художники неакадемисты, т.е. порвавшие с академическими догмами. Именно они осваивали распространявшийся в России вслед за Германией и Англией – романтизм.

Главное в эстетике романтизма показать раскрепощение внутреннего мира личности, дать новые понятия о достоинстве человека, создать светлый образ жаждущей и ищущей гармонии личности, ее высоких духовных качеств.

То, что люди I пол. XIX в. принимали так близко к сердцу судьбу Родины, придавало их собственному облику поразительное духовное богатство. Поэтому столь одухотворенны и интересны люди на романтических портретах. Портретный жанр живописи в это время – приоритетен и популярен. Рост самосознания народа, как следствие Отечественной войны 1812 г., способствовали пристальному вниманию к отдельной личности, что отразилось на развитии портретного жанра в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова (академиста по образованию, романтика в творчестве).

Отметим, что композиционные и колористические особенности романтических портретов проявились:

1.  в сложной, многоплоскостной посадке портретируемого человека;

2.  на темном фоне ярким пятном высвечивались лицо и руки, через них передавали духовный мир человека;

3.  обязательное наличие яркого пятна в одежде

О.А. Кипренский (1782-1836) написал портреты:

·     Е.В. Давыдова 1809

·  А.С. Пушкина 1827

·  Юноши Александра Челищева 1808-1809

·  Отчима Швальбе 1804

·  С.С. Уварова 1816

В.А. Тропиным (1776-1857) является автором демократического портрета:

·   А.С. Пушкина 1827

·   Ю.П. Самарина 1840

·   Е.С. Авдулиной 1822

·   сына Арсения 1818

·   П.А. Булахова 1823

К.П. Брюллов (1799-1852) – автор портретов:

·   Итальянский полдень (Ю.П. Самойлова) 1827

·   Княгини Е.П. Салтыковой 1841

·   поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого 1836

·   издателя и литератора А.Н. Струговщикова 1840

Брюллов К.П. стал первым писать портреты-картины - особый вид портрета, где изображены два и более человек и есть сюжет, динамика развития

·  «Всадница» 1833

·  Сестры Шишмаревы 1839