История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 10

Архитектура провинциальной Тулы имеет свою особенность, которая связана с социально-экономическим развитием города, как центра железоделательной отрасли промышленности, оружейного производства. Центр города составляют три улицы, идущие от Кремля, и несколько улиц, радикально пересекающих их. Здесь дворянские особняки, двухэтажные дома купцов, магазины, лавки, конторы. Центр жил кипучей жизнью зимой, на лето его обитатели уезжали в свои имения. Исстари сложилось, что мастеровые люди жили в двух слободах - Чулково и Заречье, последнее - в XIX веке стало обживаться вышедшими из оружейников купцами; не случайно основная улица Заречья называлась Миллионной (ныне Октябрьская). Центральная часть Тулы – небольшая, земля – в частной собственности, поэтому новых зданий строили немного, но именно в этой части города. Чулково и Заречье застраивались деревянными домами мастерового люда и мещан.

В первой половине XIX века строили жилые дома, здания административного назначения и церкви. Сооружений в стиле позднего классицизма в Туле немало, в этом наш город хоть и провинциальный, но от веяния времени не отстал. Самой ранней по времени постройкой (1820 гг.) является старинный особняк на улице Пирогова, 7. Главный фасад выходит на красную линию улицы. Здание имеет характерное для позднего классицизма трехчастное деление. Доминирующее значение центральной части подчеркнуто ее выступом за линию застройки красивым портиком из шести полуколонн и треугольным фронтоном с полукруглым окном в центре. Боковые крылья здания ниже на один этаж, скромно оформлены, подчеркивая главенствующее значение центральной части.    

На улице Октябрьской дома (№№ 17, 43, 45, 46) находятся несколько особняков богатых, знатных оружейников, в том числе Лялиных, Гольтяковых. Эти двухэтажные дома относятся больше к московскому  позднему классицизму, отличаются своей уютностью, сдержанной нарядностью. Особое впечатление производит дом по Оружейному переулку, 7. Кирпичный цокольный этаж, верх – деревянный, мезанин с полуциркульным окном в центре, над которым высится фронтом. Дом отличается простотой и лаконичностью форм, что не мешает ему быть красивым и производить приятное впечатление.

Эти сооружения провинциального позднего классицизма принято называть «московским ампиром», они – безымянны.

Выдающимися памятниками зодчества позднего классицизма, ни в чем не уступающими столичным сооружениям, являются здания, построенные В.Ф. Федосеевым.

Тульские краеведы В.Н. Ашурков, Р.Р. Лозинский, В.Н. Уклеин много и охотно писали об этом талантливом архитекторе, ученике и ближайшем помощнике знаменитого К. Росси.

В 1830 г. В.Ф. Федосеев приехал в Тулу, желая самостоятельно практиковать. В нашем городе им были спроектированы, построены выдающиеся произведения архитектуры позднего классицизма:

1.  Колокольня Всехсвятской церкви (1833-1863)

2.  Петро-Павловская церковь (1833-1848)

3.  Преображенская церковь (1830-1842)

4.  Казанская церковь (1858). В настоящее время не существует.

5.  Дом купца Добрынина (1830-1842)

Подробнее остановимся на особенностях этих сооружений В.Ф. Федосеева.

Колокольня Всехсвятской церкви построена на самом высоком месте города, имеет высоту 77 метров*, доминирует над всеми сооружениями старой Тулы (отсюда понятие доминанты). Между строительством церкви и колокольни прошло более полувека.

В.Ф. Федосееву удалось избежать разностилья. Трехярусная колокольня с убывающими вверх объемами украшена ничего не несущими колоннами нижнего яруса, с характерными портиками. Эти элементы смотрятся как борочные украшения, схожие по стилю с убранством самой церкви.

Петро-Павловская церковь – единственная в Туле ротонда – круглый в плане храм. Круг в древности считался полной гармонией. В.Н. Уклеин называет творение Федосеева – вариациями на тему круга и его производных. Эта тема звучит в цилиндрическом объеме ротонды и ее светового барабана, в полусфере купола. Основной объем ротонды – массивный и высокий, его украшают причудливой формы окна, именуемые итальянскими: крупные арки, разделенные дорическими пилястрами, на три проема. Средний вдвое шире боковых и служит входом в ротонду. В верхней части арки – полуциркульное окно. На невысоком барабане – полусфера купола.