История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 23

Формирование умений

-  раскрыть понятия: культура, искусство, передвижничество, критический реализм, эклектика, академизм, художественный язык живописи.

Задание

Студенты должны усвоить основные понятия, знать стилевые особенности русской архитектуры, скульптуры, жанры живописи, имена великих представителей русского искусства 2 половины XIX в.

Приложение.

Исторический факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого располагается в старинном здании XVIII в. Вот его краткая история.

Первое упоминание об этом доме мы встречаем в Атласе Тульского наместничества на конец XVIII века. Постройка его относится к 1760 году[1]. В исторической справке о Тульской гимназии, составленной в 1872 году[2], говорится, что это постройка знаменитого Растрелли. Исторический анализ не  позволяет сделать такой убедительный вывод. Конечно, здесь присутствует дух великого зодчего, потому что все созданное в эпоху Елизаветы полно им. Трехэтажное, разделенное поэтажными пилястрами на отдельные поля здание. Плоскостное решение фасада: многопрофильные тяги, раскрепованные над пилястрами, делят фасад на три этажа. Весь декоративный акцент сосредоточен на чрезвычайно богатых, в каждом этаже по-разному решенных оконных наличниках. Но невероятно, чтобы Растрелли был в Туле и строил лично, хотя бы и для Демидовых и Лугининых, крупнейших богачей и культурных людей, из которых, не один отличался любовью к наукам и искусствам и покровительствовал ученым и художникам. Автором дома не может быть и один из учеников Растрелли: дом построен в период, когда у него не было еще фанатичных последователей, подражавших часто до иллюзии. Возможно, проект действительно принадлежит Растрелли, а строил же культурный художник, сумевший понять и передать весь замысел великого Елизаветинского зодчего.

Дом был построен по заказу Максима Лугинина, который имел 3-х сыновей: Ивана, Николая и Иллариона, они и распоряжались домом в порядке наследования. После Лугининых владельцами были купцы Плаховы, отец и сын. Именно они названы владельцами дома в статье П. Мартынова[3] и в исторической справке о Тульской мужской гимназии[4]. А затем дом принадлежал Белгородскому купцу 3-й гильдии Александру Васильевичу Слатину[5].

«Книга со списками домовладельцев г. Тулы об оценке их имуществ и сборов налогов за 1799 г.[6]» и «Описание дома и имущества Николая Максимовича Лугинина[7]» дают нам сведения о планировке усадьбы и внутреннем убранстве дома.

При въезде с улицы на господский двор – ворота створчатые, решетчатые, выкрашены черною краскою, а на каменных столбах над воротами два сфинкса алебастровые, выкрашенные черною краскою, а по бокам оных ворот в каменной ограде железные полукруглые решетки. У ворот сторожка. Перед домом сад, колодец.

К концу XVIII века в результате перепланировки города ограда отнесена дальше от дома. Возможно, произошли некоторые изменения   в декоративном убранстве самой ограды. И может быть, поэтому в 1847 году. Н. Андреев в статье «О старом доме в Туле», основываясь на воспоминаниях очевидцах, пишет не о сфинксах, возвышающихся над воротами, а о фаянсовых или гранитных вазах[8].

«Дом каменный, 4-х этажный, крыт железом, обширностью в длину 16 саж шир 7 саж в верхнем этаже комнат 8 холодных, во 2-ом и 3 этажах комнат 18-ть, в нижнем этаже три избы и 6 кладовых чуланов…  В усадьбу входили: каменный 2-х этажный флигель (7,5х6 саж), каменный каретный сарай, амбары, погреб, и еще один каменный 2-х этажный флигель (9х6 саж) и каменная изба[9]».

Один из флигелей, постройка которого датируется тем же годом, что и здание сохранился до настоящего времени и находится на территории воинской части. В плане имеет форму буквы «I».

Прочитав записки Н. Андреева  «О старом доме в Туле[10]», мы проникаем во внутренние покои. «С неопределенным волнением в душе ходим мы по паркету затейливого рисунка», невольно останавливаемся в зале», «где обращали на себя внимание мифологические сцены, написанные на стенах и обрамленные золоченными багетами». «Сохранились узорчатые, фантастических форм кафельные печи, все до одной синего и желтого цвета…» «Везде,  куда ни посмотрите дубовые панели: резьба на дверях и коробках когда-то вызолочены тщательно[11]».