История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 2

Правда, объективность о прошлом приводят к актуализации истории, она становится востребованной. Ушло время ее дегероизации, спрос на героев прошлого увеличивается. В курсе истории России XIX века есть немало тем патриотических.

Это Отечественная война 1812 г., движение декабристов, русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии, «золотой XIX век» русской культуры. Сегодня студентов интересуют темы, связанные с личностями царей и государственных деятелей консервативного и либерального направлений: А.С. Хомякова, А.А. Аракчеева, А.Х. Бенкендорфа, П.А. Валуева. Студенты-историки выбирают темы для курсовых и выпускных квалификационных работ, которые раньше считались, неприкасаемыми: история русской православной церкви XIX в., историософские темы.

Уважение и любовь к истории своей Родины не лежат на поверхности, только углубленно занимаясь прошлым можно познать его всесторонне, в развитии, со всем хорошим и негативным, что было в истории нашей страны. Любить Родину, учил П.Я. Чаадаев, надо с открытыми глазами.

Таким образом, не идеализация нашего прошлого или замалчивание его спорных и малоизученных периодов, а объективное отношение к истории XIX века с учетом новых подходов и достижений в  исторической науке, вот то реальное воспитывающее начало, которое приводит к познанию нашего прошлого – а это ключ к будущему.

Итак, семинарские занятия – это обучающая и воспитывающая форма аудиторной работы со студентами.

XIX век в российской истории – время замечательное и интересное, время наивысшего могущества императорской России. Это особое столетие в истории России.

«С его началом освященные традициями русской жизни, казавшиеся дотоле незыблемыми основы Российского государства, подверглись суровым испытаниям.

Неумолимый ход исторического развития постепенно показывал неизбежность разрушения феодально-крепостнической системы. В начале XIX в. власти и обществу стало ясно, что неограниченное самодержавие не должно существовать в том виде, как оно сложилось в конце XVIII в., и что необходимо что-то делать с крепостным правом. И философия просвещения, и политическая экономия достаточно ясно говорили образованному сословию, что вольный труд гораздо выгоднее, чем труд подневольный, что аморально терпеть такое положение, когда один человек владеет другим человеком. То есть и с точки зрения морали и с точки зрения экономики надо проводить реформы.

Самодержавие и передовая часть общества  пытались идти к переменам разными путями. Правительство – путем реформ, общество – сначала давлением на правительство, поддержкой, подталкиванием его реформаторских устремлений, потом попыткой насильственного изменения политического строя. За кем осталась победа в этом споре. Сперва власть показала, что она способна вопреки сопротивлению большинства дворян-помещиков, отменить крепостное право.

В ходе крестьянской реформы 1861 г. 30 млн. крепостных крестьян получили личную свободу, гражданские и экономические права. «Затем, когда эволюционный путь преобразования самодержавия не нашел своего логического завершения, общество взяло свое – Россия шла к революции». (С.В. Мироненко)

Тема № 1.

«Отечественная война 1812 г.»

Первой темой, изучаемой на семинарах по истории России XIX в., является – Отечественная война 1812 г. Это – одно из значительных событий первой половины XIX в. Современники и их потомки законно гордились и гордятся завоеванной русским народом победой, которая имела огромное значение для роста самосознания нации, оказала влияние на общественное движение 20-50 гг. XIX в., на культуру первой половины XIX в. По данной теме существует огромное количество литературы: документальной, монографической, статьи и мемуары. Публикация литературы, новые исследования приходятся, как правило, на юбилейные годы. Журнал «Родина» за 1992 г. № 6-7 – весь посвящен темам Отечественной войны 1812 г. – последнее достижение исторической науки.

До настоящего времени многие темы остаются дискуссионными:

-  война и русское общество, вклад в победу разных слоев русского общества;