С 1849-1856 гг. строилось здание Дворянского собрания в Туле на ул. Киевской (ныне пр. Ленина). От первоначального проекта, который разработал В.Ф. Федосеев еще в 30-е гг. XIX в., практически ничего не осталось. За долгие годы, пока проект ходил по комиссиям. В него внесли многочисленные изменения архитектор ТОЗа Иванов, губернский архитектор Дубровский и чиновники комиссии по рассмотрению проектов постройки публичных зданий при Управлении путей сообщения. Трехчастное деление здания, характерное для позднего классицизма, осталось в фасаде нового сооружения, оно вытянуто по горизонтали и имеет ярусное деление. Плоские, едва очерченные пилястры второго и третьего этажей не придают общей композиции вертикальных акцентов. В.Н. Уклеин в своеобразной, как он назвал, «ушастой» форме наличников окон, в сухости оформления порталов входных дверей, в измельченности карниза, видит налет эклектики.
Здание украсило главную магистраль города, особенно величественна и эффектна архитектура Колонного зала Дворянского собрания, в который ведет парадная лестница – шедевр литейного искусства была изготовлена в Калужской губернии на Дугненском чугуноплавильном заводе. В большом парадном зале – 20 колонн в стиле итальянского ренессанса размещены по группам: по три колонны в каждом из четырех углов и дважды по две колонны по длинным сторонам зала. Лепной потолок, большие и малые люстры довершают убранство зала, который дышит торжественностью и пышностью оформления.
Ознакомившись с основными положениями культуры 2 пол. XIX в. студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию по этой теме, используя план и рекомендованную литературу.
ПЛАН
семинарских занятий на тему: «Развитие русской культуры во второй половине XIX в.
Занятие 1.
1. Влияние общественно-политической жизни на культурный процесс в 50-60 гг. XIX в. «Бунт четырнадцати».
2. «Товарищество передвижных художественных выставок»: история создания, принципы деятельности.
3. Жанровая живопись 60-70-х гг. XIX в., ее особенности в творчестве В.Г. Перова, Пукирева, Неврева, Мясоедова.
Занятие 2.
1. Особенности исторического и батального жанров в живописи (В.И. Сурикова, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина, И.Е. Репина).
2. Пейзаж в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, Ф. Васильева.
Занятие 3.
1. Перерастание жанровой картины в социально-бытовую (И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко).
2. Портретный жанр 60-80-х гг. XIX в. в творчестве И.Н. Крамского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина.
Занятие 4.
1. Развитие архитектуры в столицах и в провинции (Тула).
2. Монументальная скульптура.
Занятие 3.
1. Русский театр второй половины XIX в.: императорская и провинциальная сцена, драматургия.
2. Развитие музыкального искусства.
Литература:
Архангельская А.И. В.Г. Перов. М., 1989
Арбитман Э. Нравственные искания Н.Н. Ге. //История СССР, 1981, № 10
Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в.М., 1982
Калганова С.Е. От замысла и натуры к законченному произведению. М., 1981
Кисунько В. Вечный двигатель. //Художник, 1981, № 4
Кириченко Е.А. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1982
Кириченко Е.А. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986
Кузнецова Э.Л. Исторический батальный жанр в русском искусстве. М., 1982
Курочкина Т.Н. И.Н. Крамской. М., 1980
Лебедев А.К., Солодовников А.П. В.В. Верещагин. М., 1988
Лебедев А.К., Солодовников А.В. В.В. Стасов. М., 1982
Мальцева Ф.С. Ф.А. Васильев. М., 1984
Новоуспенский А.Н. Ф.А. Васильев. М., 1991
Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в. М., 1985
Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX в. Л., 1981
Сарабьянов Г.В. И.Е. Репин. М., 1987
Каменев В.С. В.И. Суриков. М., 1989
Сарабьянов Д.В. народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX в. М., 1990
Художественные процессы в русской культуре во второй половине XIX в. (под ред. Г. Стернина). М., 1984
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.