История России XIX в. (1801-1894 гг.): Учебно-методическое пособие, страница 11

На Менделеевской улице в XIX в. находился Успенский девичий монастырь. Одну из церквей для него, Преображенский Храм, построил В.Ф. Федосеев. Здание церкви монументально величественно. Восемь трехчетверных колонн украшает уличный и дворовый фасады здания. Они покоятся на высоком цоколе с крупными, полукруглыми окнами.

Храм двухэтажный, высокие окна между колоннами освещают верхний храм; полукруглые окна в цоколе – нижний. Здание церкви монументально, идеально в пропорциях и могло украсить столичный город.

Дом купца Добрынина сегодня занимает ТОИНО, на улице Ленина, 56.

Знатоки архитектуры говорят, что авторство В.Ф. Федосеева несомненно, слишком много элементов купеческого дворца повторяются в архитектуре Преображенской церкви.

Высокий цоколь прорезают несколько полукруглых окон, шесть колонн антаблемента венчает ступенчатый аттик. Так выглядит здание после перестройки: к основной его части были приделаны два крыла. В конце XIX столетия в этом здании находилось коммерческое училище, в советское время – средние школы.

Казанская церковь, построенная В.Ф. Федосеевым, считалась самой богатой в Туле, здесь существовала большая библиотека, и образ Казанской Божьей Матери, подаренной Туле матерью Петра I – Наталией Кирилловной Нарышкиной.

Был вклад и царя Алексея Михайловича, это еще один список Казанской Богородицы. Храм снесен в 1929 г. советской властью и его красоту, величие и монументальность сегодня можно увидеть только на открытке.

В.Ф. Федосеев представил проекты:

1.  комплекс зданий оружейного завода, которые были в измененном виде осуществлены архитекторами Вальпреде и Михайловым;

2.  проект здания Дворянского собрания (ныне Дом офицеров) 1843-1856;

3.  составлены планы реконструкции и постройки заново более обширного Воскресенского собора на территории ТОЗа.

Итак, творчество В.Ф. Федосеева обогатило наш город рядом значительных по своей архитектуре и градостроительному значению произведений (Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984, с. 56-86).

Отметим еще одно здание классического стиля в Туле.

В 1843 году Тульский архитектор Пименов построил церковь Спаса-Преображения (в настоящее время не существует). Ее можно увидеть только на открытке начала ХХ века. Искусствоведы говорят, что купол этого храма тождественен куполу Исаакиевского Собора.

В начале XIX в. в Туле были возведены здания, которые несут на себе отпечаток архитектурных стилей предшествующих эпох. Так нередко случалось в провинции, архитектурная мода запаздывала.

В 1807 г. построен Храм Спаса на Горе в Заречье (ул. Пузакова, 1). Эта кладбищенская церковь. Еще одна кладбищенская церковь в Чулково возведена в 1820-ые гг. – храм Дмитрия Солунского. В начале XIX в. построены здания Присутственных мест (Архитектор Е.В. Нежданов). Два одинаковых по типу сооружений, стоящих друг напротив друга по углу улиц пр. Ленина и Пушкинской. В 1819-1822 гг. возведено здание Тульской духовной семинарии (Староникитская, 75). На улице Пушкинской, 16 сохранилось здание мужского духовного училища, построенного в начале XIX в.. Таким образом, архитекторы Тулы – известные и безымянные – в первой половине XIX в. возвели многочисленные сооружения, которые украшали город, часть их сохранились до настоящего времени.

Таков тульский провинциальный поздний классицизм в архитектуре.

С конца 1830-х гг. архитектурный процесс приобретает усложненный и многоплановый характер. Постепенно классицизм облекается в догматические каноны, тормозя развитие зодчества, вступая в противоречие с прогрессивным развитием техники и строительных материалов. Архитекторы ищут новые направления, формы выразительности. Наступило время эклектики – смешение стилей. В этот период творили выдающиеся мастера:

1.  О. Монферан – Исаакиевский собор в Петербурге (1818-1858)

2.  К.А. Тон – Большой Кремлевский Дворец (1844-1851). Здания Николаевского вокзала в Москве (1849) и Московского вокзала в Петербурге (1844-1851). Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883)