Повысить производительность труда – это увеличить доходы (объем услуг) при неизменной численности работников связи или снизить затраты труда при неизменном объеме доходов предприятия связи. Но оказывается, что снизить затраты труда (уменьшать численность работников) можно только до определенного предела, который определяется уровнем технического развития производства. Если превысить этот предел, то начнутся проблемы в производстве из-за нехватки кадров. Поэтому очень важно выявить достигнутый уровень и возможности дальнейшего повышения производительности труда за счет снижения затрат труда. Это и является целью анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Цель анализа – выявить причины недостаточного улучшения использования труда, связанные с изменением обеспеченности количественного состава работников, и обосновать рекомендации по их устранению. В данном случае выявляются несоответствия в составе работников требованиям специфики и развитию производства.
Анализ обеспеченности рабочей силой производится в целом для всего предприятия, а также для отдельных цехов, участков, отделений связи. При необходимости проводится анализ по категориям работников: специалисты, рабочие и так далее.
Все работники по количественному составу распределяются по профессиям, специальностям, виду деятельности, категориям, квалификации, образованию, возрасту, полу.
Профессия – это отраслевая принадлежность работника. Например, работник связи (связист), работник транспорта (летчик, железнодорожник), работник тяжелой промышленности (металлург), работник образования (воспитатель, преподаватель, учитель) и так далее.
Специальность – это специализация работника в рамках профессии, определяющая требования к знаниям и умению работника выполнять определенную работу. Например работник АЭС, МЭС, РС и ТВ, почтовой связи и так далее.
В рамках специальности работники подразделяются по видам деятельности и категориям.
По видам деятельности работники предприятия связи подразделяются:
- на работников основной деятельности (промышленно-производственный персонал);
- на работников не основной деятельности (не промышленно-производственный персонал).
Работники основной деятельности – это работники, участвующие в производственной деятельности предприятия связи.
Работники не основной деятельности – это работники не участвующие в производственном процессе. Например, это воспитатели дошкольных учреждений, если таковой находятся на балансе предприятия. Или это работники столовой, если таковая также находится на балансе предприятия связи и так далее.
В свою очередь, работники основной деятельности подразделяются по категориям: рабочие, служащие и прочие работники.
Рабочие участвуют в сфере производства и в сфере обслуживания производства. Рабочие участвующие в сфере производства подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные рабочие – это лица, непосредственно связанные с эксплуатацией средств связи и обработкой обмена. К ним относятся электромонтеры, операторы и ученики.
Вспомогательные рабочие – это лица, косвенно участвующие в производственном процессе по передаче сообщений. На предприятиях связи к ним относятся шофера, развозящие электромонтеров по участкам, грузчики, подсобные рабочие и так далее.
К рабочим, участвующими в сфере обслуживания относятся младший обслуживающий персонал (МОП) и рабочие пожарно-сторожевой охраны (ПСО). К младшему обслуживающему персоналу относятся уборщики, дворники, гардеробщики, лаборанты и так далее. К рабочим пожарно-сторожевой охраны относятся вахтеры, сторожа и так далее.
К специалистам относятся инженерно-технические работники (ИТР) и административно-управленческий персонал (АУП).
Инженерно-технические работники – это специалисты, обслуживающие средства связи. К ним относятся инженеры, электромеханики, техники.
Административно-управленческий персонал – это специалисты, занятые административно-управленческой деятельностью. К ним относятся бухгалтеры, экономисты, нормировщики и так далее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.