Цифровые устройства и микропроцессорные системы. Задачи и упражнения: Учебное пособие (Представление чисел и арифметические операции в цифровых устройствах. Микропроцессорные устройства и системы на базе МП КР580ВМ80)

Страницы работы

Содержание работы

Л.М. Гольденберг, В.А. Малев, Г.Б. Малько

ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА И МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СИСТЕМЫ

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для современного этапа развития цифровой техники (ЦТ) характерным является то, что в основе построения цифровых устройств (ЦУ) лежит сравнительно небольшое число принципов, а на практике применяется огромное число различных технических решений, чрезвычайно разнообразна элементная база ЦТ и для описания работы ЦУ используется значительное число различных параметров и характеристик. В этих условиях разобраться в работе того или иного ЦУ и тем более спроектировать устройство с заданными характеристиками способен лишь весьма квалифицированный специалист. С одной стороны, он должен быть хорошо знаком с элементной базой – микросхемами различных типов и различных уровней интеграции, а также с методами логического проектирования, с другой стороны, для эффективного использования микропроцессоров (МП) он должен владеть методами алгоритмизации и программирования соответствующих технических задач. При этом необходимо учитывать конструктивные, технологические и экономические требования.

Многолетний опыт преподавания показывает, что только при решении задач анализа и синтеза ЦУ можно достичь глубокого понимания проблем ЦТ, умения творчески применять теоретические знания.

В соответствии с типовыми программами дисциплины базовой подготовки по цифровой технике радиотехнических и связных специальностей ориентированы в первую очередь на изучение аппаратных средств. В связи с этим авторы не ставили своей целью обучить читателя методам алгоритмизации задач и программированию микроЭВМ на языках высокого уровня; эти цели ставятся в иных дисциплинах и иных учебных пособиях. Однако использование МП в отличие от цифровых микросхем малого и среднего уровней интеграции невозможно без знания методов их программирования. Поэтому в книгу включено довольно много задач по программированию МП и микропроцессорных систем (МПС) в машинных кодах, мнемокодах и на языке ассемблера. Тематика этих задач подобрана таким образом, чтобы акцентировать внимание читателя на функциях и характеристиках основных программно-доступных узлов МП и МПС, а также на особенностях команд, микрокоманд и микроопераций.

Учебное пособие содержит более 500 задач, вопросов и упражнений. Большинство из них снабжены подробными решениями и ответами. Среди задач имеются как чисто учебные, так и исследовательские; некоторые могут использоваться при курсовом проектировании, многие — при самостоятельной работе. Необходимые справочные сведения приведены в начале каждого параграфа, в условиях задач или в приложениях.

В решениях большинства задач приводятся краткие пояснения, но, разумеется, перед решением необходимо изучить соответствующий раздел по учебнику [2] или иной рекомендованной литературе.

Количество рассматриваемых в задачах элементов и устройств намеренно ограничено небольшим числом типов, и используются, как правило, не все возможные режимы работы. По элементам и устройствам приводятся лишь те справочные сведения, которые нужны для решения помещенных в книге задач.

Авторами книги являются преподаватели Ленинградского электротехнического института связи им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Главы 1, 6, 7 и приложения 3, 4 написаны В. А. Малевым, гл.8 — В. А. Малевым (задачи 8.1—8.35) и Л. М. Гольденбергом (задачи 8.36—8.43), главы 2, 4, 5 и приложения 1,2- Г. Б. Малько, гл. 3 —Г. Б. Малько (задачи 3.1 3.37) и В. А. Малевым (задачи 3.38—3-.67).


Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЕЛ И АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВАХ

1.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Для представления чисел в цифровых устройствах при выполнении арифметических операций, а также в текстах программ используются помимо десятичной двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления1.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1.1. Определить значения следующих выражений2:

log216;         ëlog27û;        élog27ù;        élog2100ù;    ëlog21000û;          é1оg265000ù; élog2106ù;         élog272ù;          [log27];           [log2 17].

1.2.Сколько различных чисел можно записать с помощью

n-разрядного кода с основанием q. Произвести расчет при n= 4; 8 и 16 и q = 10; 2; 8; 16.

1.3.Обосновать известный алгоритм перевода целого числа из одной позиционной системы счисления в другую: числа делится на основание новой системы счисления pи определяется остаток; частное вновь делится на pи вновь определяется остаток; так продолжается до тех пор, пока частное не окажется меньше p; после этого выписывается последнее частное и все остатки – это и будет представление числа в системе счисления с основанием р.

1.4. Обосновать известный алгоритм перевода дробного числа из одной позиционной системы счисления в другую; исходное число умножается на основание новой системы счисления p, затем дробная часть произведения вновь умножается на p; так поступают столько раз, сколько разрядов числа в новой системе счисления желательно получить. Затем выписываются целые части всех произведений — это и будет представление числа в системе счисления с основанием р.

Похожие материалы

Информация о работе