Таким образом, несмотря на то, что повторы в разных языках изучены в разной степени, все исследователи, так или иначе, констатируют их наличие. В статье Н.Ф. Алиевой подчеркивается, что «сферу процесса словообразования целесообразно ограничить случаями, когда повтор имеет новое лексическое значение, отличное от значения исходной единицы, хотя не лишенной внутренней связи с ним. Обе словесные единицы могут принадлежать либо к одной, либо к разным частям речи. А сфера процесса формообразования должна охватывать те случаи, когда повтор по сравнению с исходной единицей обладает новыми, дополнительными значениями не лексического, а грамматического порядка» (6, 18).
В отечественном китаеведении редупликации отведено место в работах таких исследователей, как Ю.А. Горгониев (11), В.И. Горелов (12), Н.В. Солнцева (19) и других. Так, например, В.И. Горелов (12) выделяет два вида редупликации. По мнению Горелова, в первом случае возникает лексическая единица с новым значением как результат словообразовательного процесса. Во втором случае редупликация приводит к образованию двуморфемного варианта соответствующего слова и представляет собой особый способ словоупотребления. Интересный материал содержится в статье Ю.А. Горгониева, посвященной прилагательным с удвоенным комплексом в китайском языке. По мнению автора, «разномодельные образования, служащие для уточнения и оттенения различных нюансов качественных понятий, - одно из специфических явлений китайского языка» (11, 86). В китайском языке широко распространены формы удвоения двусложных прилагательных со структурой АВВ. Н.В. Солнцева рассматривает место и роль способа удвоения в языках ЮВА и ДВ, исследует повтор как разновидность слитно-раздельной формы существования слова (19).
К числу ведущих китайских лингвистов, внесших весомый вклад в изучение и развитие словообразования, принадлежат: Жэнь Сюэлян (20), Чжан Шоукан (37), Чжу Дэси (40) и другие. Некоторые китайские лингвисты рассматривают редупликацию как самостоятельный способ словообразования в китайском языке. Такой подход к редупликации находим в работах Жэнь Сюэляна. Он подразделяет редупликацию на полную (全部重叠 цюаньбу чунде) при повторении всех морфем и частичную (部分重叠 буфэнь чунде) при повторении лишь одной из морфем. При описании словообразовательного способа Жэнь Сюэлян обращает внимание на то, что это явление нельзя смешивать с редупликацией как формообразованием, при которой происходит грамматические изменения (25, 105). Серьезные теоретические исследования представляют собой монографии и статьи Чжан Шоукана по словообразованию. В своей монографии Чжан Шоукан рассматривает словообразование и формообразование прилагательных (37, 66).
Среди зарубежных исследователей проблем китайского словообразования необходимо отметить работы американского лингвиста Чжао Юаньжэня (39).
1.2. Редупликация существительных как способ формообразования
Проблема редупликации неоднократно исследовалась советскими и зарубежными лингвистами, при этом предлагались самые различные виды классификации данного явления. Тем не менее, представляется возможным систематизировать различные случаи редупликации на основе единых критериев классификации, предусматривающих выделение словообразовательного, формообразовательного повтора (7, 31).
Редупликация в китайском языке очень разнообразна. В современном китайском языке путунхуа одним из активных способов формообразования является редупликация. В данной главе мы рассмотрим редупликацию как способ формообразования в современном китайском языке на примере различных частей речи, а также выявим особенности, присущие формообразовательной редупликации.
Редупликация как способ формообразования в китайском языке представляет собой вид повтора, при котором значения редуплицируемого и полученного слов соотносятся определенным закономерным образом, выражая некоторое грамматическое значение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.