1. Постановка задачи усиления пропускной способности. Установление потребной провозной способности и наличной провозной способности.
Мероприятия по овладению предстоящими грузовыми и пассажирскими перевозками выбирают, сопоставляя потребную и наличную пропускную способность, а также оценивая эффективность различных видов и уровней технического оснащения дорог в зависимости от степени загрузки грузо- и пассажиропотоками.
Сначала определяют потребную пропускную способность и рассчитывают технически возможный срок работы линии (участка) до проведения первого мероприятия по усилению наличной пропускной способности. Этот срок определяется из условия равенства потребной и наличной провозной способности линии (рис. 31.1). Зависимость потребная провозная способность (ожидаемый грузопоток в грузовом направлении), а наличная провозная способность, которая с годами уменьшается из-за роста объема пассажирских перевозок, а также увеличения грузопотока, осваиваемого ускоренными и сборными поездами. Потребную провозную способность устанавливают планом или прогнозом (на длительные сроки) перевозок, учитывая их неравномерность по месяцам года, для месяца с наиболее интенсивными грузовыми перевозками:
, где грузопоток в грузовом направлении исходного года эксплуатации линии, т;
г -среднегодовой прирост грузопотока, т; коэффициент месячной неравномерности грузовых перевозок, равный отношению максимальных перевозок за месяц к среднемесячным .
Наличная провозная способность равна:
, где средняя масса соответственно грузового, сборного и ускоренного поездов брутто в зависимости от возможных ограничений по длине станционных путей и из-за унификации норм массы на направлении, т; отношение массы состава нетто и брутто; максимальная пропускная способность линии в парах грузовых поездов при параллельном графике; число пар поездов в сутки соответственно пассажирских, сборных и ускоренных; коэффициенты съема грузовых поездов соответственно пассажирскими, сборными и ускоренными; коэффициент резерва пропускной способности.
Рис. 31.1. Зависимость потребной и наличной провозной способности от срока эксплуатации линии
2. Способы усиления пропускной и провозной способности железнодорожной линии
К первой группе мероприятий (увеличение массы) относятся:
увеличение мощности локомотивов, используемой на повышение норм массы поездов (замена локомотива более мощным, двойная тяга, подталкивание);
удлинение станционных путей с одновременным усилением тяги или улучшением использования существующих локомотивов;
организация движения блок-поездов с различными схемами формирования локомотивов и составов: ЛСС, ЛССЛС, ЛЛСС и др.;
уплотнение погрузки и использование большегрузных вагонов;
смягчение профиля пути и снижение сопротивления движению.
Ко второй группе мероприятий (увеличение числа поездов) относятся:
увеличение ходовых скоростей движения;
уменьшение длины перегонов;
более совершенные устройства автоматики и связи;
уплотнение графика движения поездов (частично-пакетное движение, организация движения соединенных поездов, снижение съема грузовых поездов срочными и др.);
сооружение дополнительных главных путей (вторые пути на отдельных перегонах и сплошные, двухпутные вставки для безостановочных скрещений и обгонов поездов и др.).
Приведенные к годовым суммарные затраты на линии, изменяющиеся в результате роста перевозок и усиления пропускной способности, зависят от значений параметров, характеризующих техническое оснащение, и срока эксплуатации линии: .
Рис. 31.2. Диаграмма этапного овладения перевозками на линии
Суммарные приведенные затраты, связанные с проведением всех мероприятий и осуществлением перевозок на весь период, составят
где нормативный коэффициент приведения затрат.
Теперь необходимо отыскать вариант с минимальными затратами при выполнении на каждом этапе условия означающего, что наличная провозная способность всегда должна быть выше или по крайней мере равна потребной
3. Меры кратковременного форсирования пропускной способности.
Кратковременное форсирование пропускной способности участков необходимо из-за сезонности перевозок некоторых грузов, неравномерности потоков по периодам суток, а также при плановых или непредвиденных перерывах в движении. Способы кратковременного усиления пропускной способности:
· отправление поездов с разграничением временем (вслед) на однопутных и двухпутных линиях мероприятие исключительное. Применяют его на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, только в светлое время суток и в каждом отдельном случае по регистрируемому приказу дежурного поездного диспетчера. Пропускную способность при этом способе организации движения для светлого времени суток рассчитывают по формулам частично-пакетного графика;
· использование неправильного пути на двухпутной линии позволяет увеличить пропускную способность в одном направлении. Чаще всего этот способ используют для пропуска поездов грузового направления по наиболее трудным перегонам участка, когда пропускная способность в обратном негрузовом направлении используется не полностью;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.