1. Постановка задачи усиления пропускной способности. Установление потребной провозной способности и наличной провозной способности.
Мероприятия по овладению предстоящими грузовыми и пассажирскими перевозками выбирают, сопоставляя потребную и наличную пропускную способность, а также оценивая эффективность различных видов и уровней технического оснащения дорог в зависимости от степени загрузки грузо- и пассажиропотоками.
Сначала определяют потребную пропускную способность и
рассчитывают технически возможный срок работы линии (участка) до проведения
первого мероприятия по усилению наличной пропускной способности. Этот срок
определяется из условия равенства потребной
и наличной
провозной
способности линии (рис. 31.1). Зависимость
потребная
провозная способность (ожидаемый грузопоток в грузовом направлении), а
наличная провозная способность, которая с
годами уменьшается из-за роста объема пассажирских перевозок, а также
увеличения грузопотока, осваиваемого ускоренными и сборными поездами. Потребную
провозную способность устанавливают планом или прогнозом (на длительные сроки)
перевозок, учитывая их неравномерность по месяцам года, для месяца с наиболее
интенсивными грузовыми перевозками:
, где
грузопоток в грузовом
направлении исходного года эксплуатации линии, т;
г
-среднегодовой прирост грузопотока,
т;
коэффициент месячной неравномерности
грузовых перевозок, равный отношению максимальных перевозок за месяц к
среднемесячным
.
Наличная провозная способность равна:
, где
средняя масса
соответственно грузового, сборного и ускоренного поездов брутто в зависимости
от возможных ограничений по длине станционных путей и из-за унификации норм
массы на направлении, т;
отношение массы состава
нетто
и брутто
;
максимальная пропускная способность линии
в парах грузовых поездов при параллельном графике;
число
пар поездов в сутки соответственно пассажирских, сборных и ускоренных;
коэффициенты съема грузовых поездов
соответственно пассажирскими, сборными и ускоренными;
коэффициент
резерва пропускной способности.

Рис. 31.1. Зависимость потребной и наличной провозной способности от срока эксплуатации линии
2. Способы усиления пропускной и провозной способности железнодорожной линии
К первой группе мероприятий (увеличение массы) относятся:
увеличение мощности локомотивов, используемой на повышение норм массы поездов (замена локомотива более мощным, двойная тяга, подталкивание);
удлинение станционных путей с одновременным усилением тяги или улучшением использования существующих локомотивов;
организация движения блок-поездов с различными схемами формирования локомотивов и составов: ЛСС, ЛССЛС, ЛЛСС и др.;
уплотнение погрузки и использование большегрузных вагонов;
смягчение профиля пути и снижение сопротивления движению.
Ко второй группе мероприятий (увеличение числа поездов) относятся:
увеличение ходовых скоростей движения;
уменьшение длины перегонов;
более совершенные устройства автоматики и связи;
уплотнение графика движения поездов (частично-пакетное движение, организация движения соединенных поездов, снижение съема грузовых поездов срочными и др.);
сооружение дополнительных главных путей (вторые пути на отдельных перегонах и сплошные, двухпутные вставки для безостановочных скрещений и обгонов поездов и др.).
Приведенные к годовым суммарные затраты на линии,
изменяющиеся в результате роста перевозок и усиления пропускной способности,
зависят от значений параметров, характеризующих техническое оснащение, и срока
эксплуатации линии:
.

Рис. 31.2. Диаграмма этапного овладения перевозками на линии
Суммарные приведенные затраты, связанные с проведением всех мероприятий и осуществлением перевозок на весь период, составят

где
нормативный
коэффициент приведения затрат.
Теперь необходимо отыскать
вариант с минимальными затратами при выполнении на каждом этапе условия
означающего, что наличная провозная
способность
всегда должна быть выше или по
крайней мере равна потребной ![]()
3. Меры кратковременного форсирования пропускной способности.
Кратковременное форсирование пропускной способности участков необходимо из-за сезонности перевозок некоторых грузов, неравномерности потоков по периодам суток, а также при плановых или непредвиденных перерывах в движении. Способы кратковременного усиления пропускной способности:
· отправление поездов с разграничением временем (вслед) на однопутных и двухпутных линиях мероприятие исключительное. Применяют его на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, только в светлое время суток и в каждом отдельном случае по регистрируемому приказу дежурного поездного диспетчера. Пропускную способность при этом способе организации движения для светлого времени суток рассчитывают по формулам частично-пакетного графика;
· использование неправильного пути на двухпутной линии позволяет увеличить пропускную способность в одном направлении. Чаще всего этот способ используют для пропуска поездов грузового направления по наиболее трудным перегонам участка, когда пропускная способность в обратном негрузовом направлении используется не полностью;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.