Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 3

На сортировочные станции поездопотоки поступают со всех прилегающих направлений. Если перерабатываемый вагонопоток поступает со всех направлений в одну технологическую линию сортировки и эта технологическая линия реализована конструктивно в одной сортировочной системе, такие сортировочные станции называют односторонними, односистемными (ВхУ-ПП-Г-ПФ-ВФ-ПО-ВыхУ). В ПП такой станции подведены главные пути со всех подходов, а из ПО есть выходы на все прилегающие к станции направления. Такие станции имеют один «конвейер» сортировки, а в самой сортировочной системе сортировка идет в одну сторону, хотя сортируются вагоны, поступающие в поездах со всех направлений.

В случаях, когда объем переработки вагонов велик, и его нельзя эффективно освоить на мощностях одной сортировочной системы, на одной сортировочной станции создают две сортировочные системы: одна перерабатывает четный, вторая – нечетный вагонопотоки. Сортировочные системы таких станций называют четными и нечетными или восточными и западными. Сортировка вагонов на этих станциях идет в одной системе в прямом направлении, в другой – в противоположном.

Станции с двумя сортировочными системами парков и сортировочных устройств называют двусторонними или двухсистемными. На рис. 8.3 приведена схема двусторонней сортировочной станции, на которой реализуются функции всех технологических линий, характерных для сортировочных станций.

Рисунок 8.3 – Схема двусторонней сортировочной станции

Пропуск пассажирских и пригородных поездов осуществляется на главных путях, а время прибытия, отправления и стоянок пригородных и других пассажирских поездов определяется графиком движения поездов. Обработка транзитных поездов выполняется в транзитных парках, а обмен групп вагонов групповых поездов и поездов с изменением массы и длины может осуществляться с использованием путей транзитного, местного сортировочного и отправочного парков. Для переработки (сортировки) вагонопотоков в обоих направлениях имеются отдельные сортировочные системы, а для местных вагонопотоков – вспомогательные сортировочные горки 2, Г4) и местные сортировочно - отправочные парки (МСОП. и МСОП2).

Сортировочные станции, размещенные в регионах с высоким уровнем концентрации промышленных предприятий, должны иметь достаточные резервы пропускной и перерабатывающей способностей для обеспечения надежной работы по расформированию и формированию поездов. На рис. 8.4 приведена схема односторонней сортировочной станции с повышенным уровнем резервирования путевых мощностей и с дублированными парками приема ПП1 и ПП2, сортировочными горками Г1 и Г2, парками формирования ПФ1 и ПФ2. Такой вариант сортировочной станции позволяет концентрировать сортировочную работу, заменив в узле две или более маломощные сортировочные станции.

 


Рисунок 8.4 – Схема односторонней сортировочной станции увеличенной производительности                       и надежности

К сетевым сортировочным относятся станции, расположенные в крупных промышленных центрах, железнодорожных узлах, пунктах сортировки вагонопотоков. Кроме сортировочных станций общесетевого значения, играющих роль опорных (базовых) в выполнении общесетевого плана формирования поездов, есть также вспомогательные (районные) сортировочные станции, имеющие большое значение в организации работы с внутридорожными  вагонопотоками.

По наличию сортировочной горки станции разделяют на горочные и безгорочные. Отдельные сортировочные станции имеют специальное назначение.

8.2. Структура управления технологическими процессами.                                           Информационное обеспечение и технология обработки поездов

Управление технологическими процессами на сортировочной станции во многом зависит от объема переработки вагонопотоков, уровня технического оснащения и схемы путевого развития.

Взаимосвязь структурных элементов односторонней или сортировочной системы двусторонней сортировочной станции приведена на рис. 8.5.

 


Рисунок 8.5 – Взаимосвязь структурных элементов сортировочной станции