Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Таким образом, по видам пропускаемых поездопотоков (вагонопотоков), специфике выполняемых технологических операций на сортировочных станциях выделяется пять обособленных технологических линий:

1)  пропуска пассажирских и пригородных поездов;

2)  транзитных грузовых поездов без изменения массы и длины;

3)     транзитных грузовых поездов с частичной переработкой (групповые поезда с изменением массы и длины);

4)  сортировки перерабатываемого потока;

5)  линия местного вагонопотока.

На рис. 8.2 приведена схема технологической линии сортировочной станции по переработке вагонопотока, состоящая из трех подсистем.

Первая подсистема предназначена для приема поездов, их подготовки к расформированию и расформирования. Она состоит из входных участков (подвод главных путей к ПП), ПП и выхода из него путей надвига на горку. Сокращенно эту подсистему обозначим ВхУ-ПП-Г1. Входной поток этой подсистемы  – принимаемые в расформирование составы поездов, выходной – надвигаемые на горку составы для расформирования.

Вторая подсистема предназначена для расформирования составов на горке, накопления составов в соответствии с назначениями плана формирования, окончания формирования составов, которое может выполняться и со стороны вытяжных путей, и со стороны горки. Обозначим эту подсистему Г1 -ПФ-ВФ. Входом этой подсистемы является сортировочная горка, выходом – вытяжные пути формирования. Входной поток этой  системы – скатывающиеся с горки отцепы на пути СП, где и происходит накопление (формирование) новых составов. Выходной поток – сформированные и переставленные в ПО составы.

Третья подсистема этой технологической линии (ВФ-ПО-ВыхУ)подсистема приема сформированных составов, их подготовки к отправлению и последующего отправления. Она состоит из вытяжных путей, продолжение которых составляет пути ПО, и выходных участков - выходов из горловины ПО на перегоны.

Каждая подсистема, таким образом, имеет свое функциональное назначение и свой комплекс технологических операций по обработке составов и выполнению маневровой работы. Однако, вызываются дополнительные полурейсы маневровой работы при перестановке составов для расформирования (при параллельном размещении ПП и ПФ) и при перестановке составов для отправления (при параллельном размещении ПО и ПФ).

Вторая технологическая линия – обработка и пропуск транзитного вагонопотока –  имеет отдельные группы путей или специальные транзитные парки (ТрП), которые соединены с главными путями, т.е. транзитные парки представляют собой отдельную подсистему станции – сокращенно ВхУ-ТрП-ВыхУ.

Для обработки групповых поездов и поездов с изменением массы и длины предусматриваются отдельные вспомогательные горки и специальные сортировочно - отправочные и группировочные парки. В этих парках может выполняться работа по формированию сборных поездов и передач на узловые станции.

В группировочных парках можно подбирать местные вагоны по назначениям (грузополучателям) и по фронтам грузовой работы. Вспомогательная горка 2), группировочный и сортировочно - отправочный парки вместе с подходами и выходами образуют отдельную подсистему линии ПФ-Г2-СОП-ВыхУ. На этой линии выполняется обработка местного вагонопотока назначением на грузовые пункты самой сортировочной станции и грузовые пункты предузловых и других станций.

В зависимости от нагрузки на основные подсистемы сортировочной станции, местных условий, других факторов создаются различные композиции (объединения) систем и подсистем сортировочных станций с учетом размещения локомотивных и вагонных депо и других подразделений. При этом должны учитываться принципы поточности транспортного процесса по всем технологическим линиям, обеспечения достаточной пропускной и перерабатывающей способностей, безопасности движения поездов и маневровой работы, требования охраны труда и окружающей среды и др.