Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 22

Как и другие временные параметры, вагоно-часы накопления рассчитывают за сутки, и процесс накопления по каждому назначению рассматривают также применительно к суточному периоду. На рис. 8.22 показан суточный процесс накопления четырех составов одного назначения. Выразив накопление всех этих составов треугольником, суточные вагоно-часы назначения составят (при равном числе вагонов в составах):  

Поскольку сумма периодов накопления составляет 24 ч, аппроксимирующее выражение принимает вид Вн = 12mф ва-гоно-ч, или, обозначив 12 буквой С: Bн = Сmф вагоно-ч (8.4).

Рисунок 8.22 – Суточный график процесса накопления составов одного назначения

Рисунок 8.23 – Суточный график накопления ва-гонов при неравномерном поступлении группы вагонов

Величину С называют параметром накопления: .

При равномерном по времени процессе накопления и одинаковом числе вагонов в группах Внвыражаются площадью треугольника, и параметр накопления равен 12 ч. Получена простая приближенная формула расчета вагоно-часов накопления при известном параметре С и составе поезда mф, причем ее точность тем выше, чем равномернее проходит процесс накопления. Среднее значение параметра накопления по сортировочной системе (ПФ) при накоплении К назначений:

где   mф – средний состав формируемых поездов в сортировочной системе.

Во многих случаях процесс накопления может существенно отличаться от треугольной формы и тог да накопление числа вагонов на состав выражается линией кривой. На рис. 8.23 приведен пример графика накопления вагонов на составы при неравномерном по величине групп и интервалам между группами поступлении вагонов рассматриваемого назначения. Накопление первого состава характеризуется тем, что вначале поступают небольшие группы вагонов, а затем к концу накопления поступают резко увеличенные группы. В результате аппроксимирующегося процесса накопления кривая f(t) получилась вогнутая, а вагоно-часы накопления представляют площадь под этой кривой:

Процесс накопления второго состава носил противоположный характер: вначале поступали укрупненные группы вагонов, затем уменьшенные, в результате аппроксимирующая кривая f2{t) получилась выпуклой, а вагоно-часы накопления составили

Еще более резко выражена степень выпуклости кривой f3{t)для третьего состава, вагоно-часы накопления которого аналогично составляют

Для численного расчета вагоно-часов накопления каждого состава в данном случае необходимо было бы подобрать аналитические выражения кривых f(t) для каждого состава.

Однако в связи с массовостью процесса накопления таких кривых потребовалось бы множество. Такой способ является трудоемким, поэтому вагоно-часы целесообразней рассчитывать, используя параметр накоплений С и состав поезда mф. Если процесс накопления будет идти по модели первого состава (см. рис. 8.23), параметр С будет меньше 12, по модели второго состава – С больше 12 и, наконец, по модели третьего состава – гораздо больше 12. Как для отдельных назначений, так и для сортировочной системы в целом параметр накопления является средней величиной и должен устанавливаться по статистическим данным по всем назначениям с таким расчетом, чтобы выборка данных могла характеризовать в среднем с достаточным приближением физический ход накопления составов. Параметр накопления колеблется в практических условиях от 8–9 до 14–15 ч на один вагон состава поезда. Теоретически диапазон его изменения составляет 0 < С < 24.

Система диспетчерского управления станцией и прилегающими участками может в некоторой степени воздействовать на процесс накопления. Это воздействие основывается на следующих предпосылках:

замыкающая группа вагонов при условии, что сразу после завершения накопления с составом начинаются операции по окончании формирования, не дает вагоно-часов накопления. Поэтому для сокращения простоев вагонов процессы накопления (поездообразования), окончания формирования и обработки поездов по отправлению должны в процессе оперативного планирования координироваться со своевременной подготовкой локомотивов под поезда и с нитками графика по отправлению;