Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 10

Достаточная высота горки является важным эксплуатационным  требованием к проектированию и  сооружению сортировочных горок. Высота горок определяется по расчетному расстоянию от горба горки до так называемой расчетной точки. Расчетная точка принимается за предельным столбиком наиболее трудного по сопротивлению движению пути: для горок большой мощности на расстоянии 100 м, а горок малой мощности – 50 м. Перед горбом горки для сжатия состава и создания условий расцепки вагонов предусматривается противоуклон 8–10%о, а перед ним переходной уклон 2,5–4%о. Расстояние переходного уклона и противоуклон составляет надвижную часть горки. Расстояние от горба горки до расчетной точки составляет спускную часть горки – наиболее активную зону регулирования скорости роспуска состава, скорости движения отцепов и интервалов между ними. Скорость скатывания отцепов регулируется на тормозных позициях (ТП), оборудованных вагонными замедлителями. На горках имеются три ТП: первая – перед головной стрелкой, вторая (групповая ) – перед пучковыми стрелками и третья (парковая) – в начале каждого пути СП. Парковая позиция есть пока еще на небольшом числе станций и прежде всего на тех, на которых горки автоматизируются.

Основным параметром, характеризующим работу горки, является ее перерабатывающая способность – число вагонов, которое может переработать горка в процессе расформирования поездов за единицу времени (час, сутки) в зависимости от ее путевого развития, технического оснащения, числа работающих маневровых локомотивов и используемых средств автоматизации и систем управления. В общем виде перерабатывающая способность горки

где– характеристика путевой схемы, плана и профиля горки и путей СП; характеристика средств механизации, используемых при регулировании скорости на горке и путях СП; характеристика числа и мощности маневровых локомотивов;  – характеристика систем автоматизации и управления работой горки.                                          

По путевым схемам горки подразделяются на однопутные с объездным путем и без объездного пути, с одним и двумя путями надвига, двухпутные с объездными путями и без объездных путей, двухпутные с тремя и более путями надвига. Для управления надвигом и роспуском и передачи сигналов машинисту горки оборудованы светофорами. Перед вершиной горки устанавливается горочный светофор (у каждого пути надвига), в парках прибытия – повторители (с каждого пути). При плохой видимости повторители устанавливаются дополнительно на путях приема и путях надвига. Светофоры-повторители дополняются устройствами локомотивной сигнализации в кабине машиниста горочных локомотивов. Горочным светофором, управляемым ДСПГ, подаются сигналы: зеленый – разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью; желтый – разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью; красный – остановить роспуск; буква Н на световом указателе белого цвета, горящая одновременно с красным светом, – осадить вагоны с горки на пути ПП.

Светофоры-повторители и светофоры локомотивной сигнализации дублируют эти показания полностью. На светофорах-повторителях, устанавливаемых в середине путей ПП, красный свет обычно заменяется синим, чтобы не создавать помех для машинистов поездных локомотивов при приеме поездов в парк.

Для разрешения подачи составов из ПП до горочного светофора и маневровых передвижений в сторону горки в пределах пучков путей СП применяют обычные маневровые светофоры. При лунно-белом свете разрешаются маневры, при синем запрещаются. Можно совмещать эти светофоры с повторителями.  Горочные светофоры оборудуют указателями числа вагонов в отцепе, а пути надвига можно оборудовать координатной системой с указанием расстояния, м, от головного вагона до горба горки.

Станционная радиосвязь обеспечивает связь ДСПГ и операторов с составителями и регулировщиками посредством репродукторов и переговорных колонок. Двусторонняя радиосвязь машинистов маневровых локомотивов с ДСЦ, в горочных – и с ДСПГ в значительной степени улучшает управление маневровой и горочной работой на станциях. ДСПГ имеет возможность в любой момент дать соответствующее указание машинисту об уменьшении или увеличении скорости роспуска, начале или прекращении надвига состава на горку и т.д. Машинист и составитель могут также в любой момент вызвать ДСПГ или ДСЦ и доложить о ходе работы.