Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 11

Начиная с 1948 г. горки оборудованы системами централизованного управления стрелками и замедлителями. Управление электрической централизацией и работой замедлителей осуществляют при помощи специальных пультов управления.

С 1960 г. систему применяют в блочном исполнении на реле типа РКН (БГАЦ-ЦНИИ). Дальнейшим развитием системы управления стрелками на горке явилась горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦ КР). С начала 80-х годов развернуты работы по созданию ГАЦ на микропроцессорах и микроЭВМ.

Систему БГАЦ-ЦНИИ можно применять на горках, имеющих не более 8 пучков по 8 путей в каждом (64 маршрута). Для перевода стрелок по маршруту используют горочные стрелочные электроприводы СПГ-3 и СПГБ-4. Все стрелки оборудуют пневматической очисткой, а электроприводы – электрообогревом. Спускная часть горки разделена на стрелочные и межстрелочные изолированные участки (в среднем по 12,5 м), оборудованные рельсовыми цепями.

С контактом путевого реле каждой рельсовой цепи связан свой блок трансляции маршрутного задания (номера пути в СП), причем задание по этим блокам передается с задержкой на каждой стрелке: при вступлении отцепа на предыдущую стрелку задание по блокам, связанным с межстрелочными участками, передается к последующей стрелке и задерживается до вступления на нее отцепа.

В системе БГАЦ-ЦНИИ предусмотрены три режима работы: программный – накопление маршрутов заблаговременно для пяти отцепов (при наличии системы автоматического задания скорости роспуска (АЗСР) – для всего состава); маршрутный – задание маршрута непосредственно перед подходом отцепа к рельсовой цепи головной стрелки; ручной – перевод каждой стрелки индивидуально стрелочным коммутатором с пульта, режим АЗСР. Программный и маршрутный режимы называются автоматическими. Во всех режимах стрелки, участвующие в распределении отцепов по путям ПФ, в маршрутах не замыкаются, и оператору предоставлена возможность в любой момент вмешаться в работу ГАЦ.

ГАЦ КР наряду с функциями по переводу стрелок в процессе роспуска контролирует и регистрирует маршрут каждого отцепа и считает физические вагоны в отцепе. Техническая реализация системы имеет существенные отличия от БГАЦ по структуре и схемному исполнению. Здесь имеется устройство контроля головной зоны (УКГЗ) и головной стрелки, контролирующее свободность участка, подход длиннобазного вагона, наличие вагона отцепов и их дробления (неправильная расцепка). УКГЗ содержит ряд узлов, выполненных на интегральных микросхемах. Система ГАЦ КР может работать в ручном, маршрутном, программном и автоматическом (основном) режимах. Автоматический режим предусматривает получение информации (содержание сортировочного листа) от горочного программно-задающего устройства (ГПЗУ). Особенностью работы системы ГАЦ КР является кодирование маршрутных заданий подстрелочным кодом. Так, например, код 10010 означает, что отцепу нужно проследовать по пяти стрелкам, из которых первая и четвертая должны быть переведены в плюсовые положения (1), а остальные – в минусовые (0). Число вагонов кодируется двоично-десятичным кодом. Специальные блоки-автоматы слежения проверяют наличие или отсутствие требуемого интервала между смежными отцепами. УКГЗ работает на принципе счета осей подвижного состава при проследовании вагонов любого типа, в том числе длиннобазных, счета фактического числа вагонов в отцепах, фиксации момента отрыва отцепа от состава и контроля вагона отцепов на головной стрелке. Для обеспечения режима реверсивного счета на каждой счетной точке используются два путевых дифференциально-трансформаторных датчика ДП5О-8О.

ДСПГ может корректировать маршрутное задание и передавать управление системой на пульт электромеханика для выполнения профилактических работ.

8.4. Принципы автоматизации роспуска составов с горки

Многообразное и сложное оборудование сортировочных горок требует регулярной профилактики и выделения для этих целей специальных «окон» между роспусками. Головные стрелки, например, в течение суток переводятся до 3000 раз. Это предъявляет повышенные требования ко всем системам, в том числе и к стрелочным электроприводам, быстродействие которых    должно составлять 0,5–0,8 с.