Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 21

8.6. Процесс накопления вагонов на составы поездов. Управление процессами поездообразования

В процессе расформирования составов на сортировочной горке (вытяжном пути) происходит преобразование (трансформация) потока поездов. Каждый расформированный состав содержит несколько назначений групп вагонов по назначениям плана формирования, установленным для станции. Итак, состав расформировываемого поезда

где mrpi – число вагонов в расформировываемом поезде i-го назначения.

При рассмотрении маневров (глава 5) на вытяжных путях было установлено число отцепов g' при расформировании поезда, как правило, больше числа групп вагонов g по назначениям плана формирования, поскольку вагоны одного и того же назначения могут стоять в разных местах расформировываемого состава. В связи с этим

где тот ij–  число вагонов в i-м отцепе j-го назначения плана расформирования;

Если g =g', т. е. число отцепов совпадает с числом групп вагонов, то каждая группа вагонов любого из имеющихся в составе назначений стоит в одном месте. В этом случае объем сортировочной работы на горке сокращается до минимума.

Итак, в процессе расформирования состава отцепы направляются в СП по назначениям плана формирования, при этом сортировочные пути закреплены (специализированы) за определенными назначениями в соответствии с ТРА станции. Трансформация потока при роспуске идет по схеме «состав – отцепы – группы вагонов по назначениям плана формирования – накопление новых составов».

Рассмотрим процесс накопления одного состава одного из назначений (рис. 8.21). За время роспуска первого tр1, второго tp2и т.д. составов на сортировочные, пути поступают отцепы. Так, на рассмотренное назначение из первого поезда поступил один отцеп из трех вагонов, из второго – два отцепа соответственно из шести и двух вагонов, из третьего – один отцеп из 12 вагонов, из четвертого – два отцепа из четырех и трех вагонов. Из последнего (седьмого) поезда поступило три вагона, в результате накопился новый состав из 50 вагонов. Заштрихованная область отражает реальный физический процесс поступления вагонов на сортировочный путь, специализированный для рассмотренного назначения.



Рисунок 8.21 – Процесс накопления вагонов на состав поезда и способы его графического отображения

При определении простоев вагонов на станциях рассчитывается время нахождения вагонов в процессе расформирования, а моментами начала накопления вагонов на состав считаются моменты окончания роспуска составов.

Схематично процесс накопления изображают не по отцепам, а несколько упрощенно, по группам вагонов данного назначения (см. рис. 8.21), причем этот процесс будет весьма близок к реальному процессу поступления вагонов на сортировочный путь. Для рассмотренного периода определяются вагоно-часы накопления состава, принимаются значения δt1 = 0,5, δt2 = 0,4 ч и далее, как показано на графике. Вагоно-часы составят Вн = 3 (0,5 + 0,4 + 0,45 + 0,5 + 0,5 + 0,5) + 8 (0,4 + 0,45 + 0,5 + 0,5 + 0,5) + 12(0,45 + 0,5 + 0,5+ 0,5)+ 7 (0,5+ 0,5 + 0,5)+ 10(0,5 + 0,5) + 7(0,5) + 3(0) = 67,75, а средний простой вагонов под накоплением Вн: т =   = 67,75:50= 1,35 ч.

Последнюю группу вагонов, завершающую процесс накопления состава, называют замыкающей, простой под накоплением этой группы равен нулю, а время, в течение которого идет накопление состава, называют периодом накопления Тн. В нашем примере период накопления составляет 2,85 ч, а замыкающая группа составляет 3 вагона. Если поступление вагонов на сортировочный путь идет равномерно, процесс накопления состава аппроксимируют треугольником, и тогда вагоно-часы накопления представляют собой площадь прямоугольного треугольника Bн = 0,5 Тнmф. В рассматриваемом примере Вн= 0,5 х 2,85·50 = 71,25 вагоно-ч с абсолютной ошибкой в данном случае + 3,5 вагоно-ч. При введении в память ЭВМ динамической модели сортировочных путей вагоно-часы накопления можно рассчитывать автоматически, по машинной программе и выдавать на печать по запросу. На этом основывается и автоматизированный учет простоя вагонов по отдельным паркам станции и в целом по станции. Однако в методике расчета плана формирования пока широко используются упрощенные аналитические способы расчета вагоно-часов накопления и среднего простоя вагонов под накоплением.