Российские производители пива сделали работу предприятий по-настоящему эффективной, подняв качество продукции до международного уровня и сохранив почетное место пивоваренной отрасли среди передовых бюджетообразующих отраслей промышленности.
Рост производства пива объясняется несколькими факторами.
В России существует большой потенциал развития пивоваренной отрасли. Спрос на этот вид продукции продолжает расти. В 2005 г. объем потребления пива на душу населения составил 62 дм3. Страна вышла на 30 место в мире. Для сравнения – в странах Европы среднедушевое потребление пива составляет 80-150 дм3, в Чехии – 157, в Ирландии – 129, в Германии -118, в Испании 84 дм3 в год [11].
В отрасль были привлечены значительные инвестиции. Общий объем их только за последние годы составил более 3 млрд. долл. США, и этот процесс продолжается. Необходимо отметить, что более 60 % выпускаемого пива в России производится с участием иностранных инвесторов.
Пивоваренная отрасль – одна из немногих в России, которая производит продукт, по качеству полностью соответствующий мировым стандартам. На рынке появилось много качественного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.
Одной из наиболее характерных тенденций развития пивоваренной отрасли стала концентрация производства в руках нескольких производителей, снизилась доля малых и средних предприятий, и произошло усиление позиций гигантов индустрии, на долю которых приходится до 85 % пивоваренного рынка.
Основные производители пива в России: пивоваренные компании «Балтика», «Хайнекен», «Вена» (Санкт-Петербург), «Очаково», «Пивоварня Москва-Эфес» (Москва), «Красный Восток» (Республика Татарстан), «Ярпиво» (г. Ярославль), «Калужская пивоваренная компания» (г. Калуга) и многие другие предприятия [11].
Более 60 % пива в России производят предприятия, входящие в состав транснациональных корпораций. В РФ присутствуют практически все мировые производители пива: скандинавский Baltic Beveregs Holding AB (BBH), норвежско-датский Carlsberg Breweries AS, бельгийский Inbev, африканский Sauth African Breweries (SAB-Miller), голландский Heineken, британский Scottish&Newcastle [13].
Рис 4.1. Доли рынка пивоваренных компаний в России (в денежном выражении) по итогам 2006 г.
Усиление конкуренции между компаниями и предприятиями способствовало выпуску новых сортов пива. Так, в 2003 г. было выпущено шесть национальных брэндов, в 2004 г. – десять, а в 2005 г. – уже одиннадцать.
Значительные сдвиги произошли в решении проблемы обеспечения отрасли солодом. Этому способствует принятая коллегией Министерства сельского хозяйства в феврале 2002 г. «Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005 годы и на период до 2010 года».
В результате производство отечественного солода выросло с 490,3 тыс. т в 2002 г. до 1007,1 тыс. т в 2005 г. За 1999-2005 гг. в отрасли было введено новых мощностей по производству 965 тыс. т солода в год. Все строящиеся и введенные в эксплуатацию солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, позволяющим использовать современные технологии производства солода. Все это свидетельствует о том, что в России уделяется должное внимание вопросам обеспечения отрасли солодом и создается новая современная промышленность по производству пивоваренного солода.
К производству высококачественного пивоваренного ячменя с участием иностранных компаний, в частности французской группы «Суффле», приступили крупнейшие агрохолдинги страны, такие, как «Русагро», «Агрос», «Зерос», «Орловская объединенная зерновая компания», «Липецкспиртпром» и др.
Положительные тенденции по активному инвестированию развития сырьевых зон и строительства современных солодовенных заводов продолжается благодаря отечественным пивоваренным компаниям: «Балтика» (в Санкт-Петербурге), ЗАО «Очаково» (в Москве), «Красный Восток» (в Новосибирске) и ряду других [11].
Таблица 4.1
Развитие пивоваренной отрасли РФ за 1995 – 2006 гг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.