Таможенное дело в Российской Федерации. Таможенная стоимость товаров и методы её определения. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации, страница 50

К административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица.

Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности при условии, что к моменту совершения НТП они достигли 16-летнего возраста. Причём иностранцы и лица без гражданства несут ответственность за НТП на общих основаниях с российскими гражданами. Исключение делается для иностранных граждан, которые, согласно международным договорам РФ, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

В случае привлечения к административной ответственности юридического лица необходимо учитывать, что к данному виду ответственности может привлекаться не только само юридическое лицо, но и его должностные лица. Последние несут административную ответственность, если они совершили НТП при исполнении служебных обязанностей умышленно или по неосторожности.

В КоАП РФ приведён перечень видов взысканий, налагаемых в случае совершения НТП. К ним относятся следующие виды:

§  предупреждение, заключающееся в официальном порицании;

§  административный штраф, представляющий собой денежное взыскание;

§  конфискация, предусматривающая принудительное обращение в федеральную собственность товаров и/или транспортных средств, рассматриваемых в качестве орудия или предмета НТП.

Следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что наложение указанных выше взысканий должно происходить не позднее одного года с момента совершения НТП. Причём их применение не освобождает от необходимости исполнения обязательств, предусмотренных таможенным законодательством.

В случае совершения общественно опасного правонарушения в сфере таможенного дела, запрещённого Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания, можно утверждать, что имеет место факт совершения таможенного преступления.

УК РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

1)  контрабанда;

2)  уклонение от уплаты таможенных платежей;

3)  незаконный экспорт технологий, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

4)  невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

5)  невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Под контрабандой понимается незаконное перемещение через таможенную границу следующих видов товаров:

§  товаров стоимостью более 250 тыс. р., находящихся в свободном обращении;

§  товаров полностью или частично изъятых из оборота.

Незаконность перемещения указанных товаров проявляется в том, что перемещение происходит помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо с недекларированием или недостоверным декларированием.

Уклонение от уплаты таможенных платежей становится уголовным преступлением в том случае, когда плательщик не выполняет своих обязанностей перед бюджетом на сумму, превышающую 500 тыс. р.

Наказание за незаконный экспорт технологий, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, призвано обеспечить соблюдение монополию государства на экспорт отдельных видов товаров.

В соответствии с действующим законодательством вывоз предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ может осуществляться только на временной основе. Ввиду особой общественной важности этих предметов отсутствие реальных действий по их возврату позволяет говорить о совершённом уголовном преступлении.

Наказание за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте связано с действием закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с ним российские экспортёры обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить зачисление полученной валютной выручки на свои счета в российских банках. Нарушение этого порядка в отношении сумм, превышающих 5 млн. р., квалифицируется как уголовное преступление.

10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как показывает российская практика и мировой опыт государственного регулирования внешнеторговой деятельности, эффективный таможенный контроль и успешная борьба с правонарушениями в таможенной сфере невозможны без координации усилий таможенных органов разных стран. Таким образом, можно утверждать о наличии объективной необходимости в международной координации деятельности в таможенной сфере.