К административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица.
Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности при условии, что к моменту совершения НТП они достигли 16-летнего возраста. Причём иностранцы и лица без гражданства несут ответственность за НТП на общих основаниях с российскими гражданами. Исключение делается для иностранных граждан, которые, согласно международным договорам РФ, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.
В случае привлечения к административной ответственности юридического лица необходимо учитывать, что к данному виду ответственности может привлекаться не только само юридическое лицо, но и его должностные лица. Последние несут административную ответственность, если они совершили НТП при исполнении служебных обязанностей умышленно или по неосторожности.
В КоАП РФ приведён перечень видов взысканий, налагаемых в случае совершения НТП. К ним относятся следующие виды:
§ предупреждение, заключающееся в официальном порицании;
§ административный штраф, представляющий собой денежное взыскание;
§ конфискация, предусматривающая принудительное обращение в федеральную собственность товаров и/или транспортных средств, рассматриваемых в качестве орудия или предмета НТП.
Следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что наложение указанных выше взысканий должно происходить не позднее одного года с момента совершения НТП. Причём их применение не освобождает от необходимости исполнения обязательств, предусмотренных таможенным законодательством.
В случае совершения общественно опасного правонарушения в сфере таможенного дела, запрещённого Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания, можно утверждать, что имеет место факт совершения таможенного преступления.
УК РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:
1) контрабанда;
2) уклонение от уплаты таможенных платежей;
3) незаконный экспорт технологий, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;
4) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
5) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Под контрабандой понимается незаконное перемещение через таможенную границу следующих видов товаров:
§ товаров стоимостью более 250 тыс. р., находящихся в свободном обращении;
§ товаров полностью или частично изъятых из оборота.
Незаконность перемещения указанных товаров проявляется в том, что перемещение происходит помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо с недекларированием или недостоверным декларированием.
Уклонение от уплаты таможенных платежей становится уголовным преступлением в том случае, когда плательщик не выполняет своих обязанностей перед бюджетом на сумму, превышающую 500 тыс. р.
Наказание за незаконный экспорт технологий, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, призвано обеспечить соблюдение монополию государства на экспорт отдельных видов товаров.
В соответствии с действующим законодательством вывоз предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ может осуществляться только на временной основе. Ввиду особой общественной важности этих предметов отсутствие реальных действий по их возврату позволяет говорить о совершённом уголовном преступлении.
Наказание за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте связано с действием закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с ним российские экспортёры обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить зачисление полученной валютной выручки на свои счета в российских банках. Нарушение этого порядка в отношении сумм, превышающих 5 млн. р., квалифицируется как уголовное преступление.
10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Как показывает российская практика и мировой опыт государственного регулирования внешнеторговой деятельности, эффективный таможенный контроль и успешная борьба с правонарушениями в таможенной сфере невозможны без координации усилий таможенных органов разных стран. Таким образом, можно утверждать о наличии объективной необходимости в международной координации деятельности в таможенной сфере.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.