Таможенное дело в Российской Федерации. Таможенная стоимость товаров и методы её определения. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации

Страницы работы

Содержание работы

1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История развития таможенного дела в России

Точная дата создания таможенных органов на территории России, к сожалению, не известна. Однако анализ экономической литературы [4; 13; 16] позволяет установить примерную дату появления документальных свидетельств зарождения таможенного дела в России.

Уже в IX в. в торговом соглашении между князем Олегом и Византией упоминаются льготы и обычаи, регулировавшие взаимную торговлю. В частности, устанавливалось, что в Константинополь (столицу Византии) русские купцы «должны были входить в количестве не более 50 человек, без оружия и обязательно в сопровождении императорского чиновника» [18, с. 50]. При этом дружина и купцы во время нахождения в Константинополе могли бесплатно пользоваться баней и получать еду, и, самое главное, русские купцы получили право не платить пошлин.

Что касается зарождения таможенных органов на территории Руси, то первые документальные свидетельства появления их предшественников можно обнаружить в Правде Ярослава Мудрого (XI в.). В этом документе говорится об обязанности купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям, платить пошлину, именуемую мытом. Сбор мыта происходил на заставах, являющихся предшественниками современных таможен.

Дальнейшее развитие таможенного дела происходило под сильным влиянием татаро-монгольских захватчиков. Во время татаро-монгольского владычества для населения русских земель было введено много разнообразных податей. Главной среди них была тамга (в переводе с тюркского тамга означает знак собственности, клеймо). Она являлась вещевой и взималась практически со всех привозных  товаров в зависимости от их стоимости. Позже название «тамга» стало нарицательным и получило широкое распространение для обозначения и других платежей.

В наследство от татаро-монгольского нашествия досталась сложная и довольно запутанная система взимания пошлин. Радикальная реформа этой системы была предпринята во времена царствования Алексея Михайловича. В 1667 г. был принят Новоторговый устав, который ввёл принцип национального предпочтения в торговле. Введение этого принципа имело важнейшее значение для стимулирования внутренней торговли. Дело в том, что до принятия Новоторгового устава и отечественные, и зарубежные товары облагались одинаковым образом. С принятием же Новоторгового устава чужеземные товары были выделены в отдельную категорию, которая облагалась особыми пошлинами.

Во времена царствования Петра I было налажено собственное производство многих товаров. И в этих условиях происходило усиление охранительной роли таможенных пошлин. Как отмечается в работе [5], в рассматриваемый период пошлины на железо и шёлк составляли 75 % от цены, на бархат – 50 %, на оружие – 25 %.

Важным событием середины XVIII в. явилась отмена 17 видов таможенных и мелочных сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен был установлен добавочный сбор в размере 13 % со всех привозных и отпускных товаров. Кроме того, в 1758 г. почти все таможни были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина сроком на 6 лет. В соответствии с договором, заключённым между правительством и Компанией, последняя обязывалась за счет средств, полученных в результате сбора таможенных пошлин, уплачивать в государственную казну определённую сумму. Однако в 1763 г. компания Шемякина не смогла перечислить правительству договорную сумму, что подтолкнуло правительство к принятию решения о переводе таможен в казённое ведение. С целью контроля деятельности таможен была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия.

Что касается таможенной политики второй половины XVIII в., то она эволюционировала от умеренно либеральной до явно протекционистской. Изменения в таможенной политике была вызваны стремлением использовать инструмент таможенного обложения для решения некоторых наиболее острых внутренних экономических проблем. В частности, введение в 1793 г. запретительных пошлин должно было в условиях финансового кризиса ограничить вывоз золота и серебра.

Таможенная политика России на протяжении XIX в. изменялась волнообразно. Периоды либерализма сменялись периодами введения запретительных пошлин.

Александр I, являясь сторонником системы свободной торговли, утвердил самый либеральный тариф из всех предыдущих. Он предоставлял право свободного ввоза всех ранее запрещённых товаров и предусматривал существенное снижение ставок таможенных пошлин. Однако через три года пришлось отказаться от введённого либерального тарифа, поскольку другие страны не выполняли взятые на себя обязательства, призванные облегчить взаимную торговлю. Как следствие, в 1822 г. появился покровительственный тариф, который облагал высокими пошлинами готовую продукцию иностранных фабрик и умеренными пошлинами – сырьё.

Успехи промышленного производства в большинстве стран Европы  в 50-70-е гг. XIX в. стали причиной повсеместного распространения либеральной тарифной политики. В эти годы Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия, а затем и Россия разрешили ввоз запрещённых ранее товаров и существенно понизили (на 35 - 75 %) ставки таможенных пошлин.

Похожие материалы

Информация о работе