Во-вторых, принцип недопущения дискриминации не учитывается, когда количественные ограничения вводятся в связи с применением компенсационных мер для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
В-третьих, действие принципа недопущения дискриминации не должно препятствовать соблюдению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ о приграничной торговле, таможенном союзе или зоне свободной торговли.
Что касается запретов и ограничений экономического характера, то закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает возможность их введения в трёх случаях.
Во-первых, запреты и ограничения экономического
характера могут быть установлены в связи с участием РФ в международных
санкциях, вводимых по решению
Совета Безопасности ООН.
Во-вторых, запреты и ограничения экономического характера допускается устанавливать с целью поддержания равновесия платёжного баланса РФ.
Платёжный баланс РФ представляет собой статистический отчёт, в котором в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях РФ с другими странами за определённый период времени. Как показывает опыт экономического развития, достижение равновесия платёжного баланса является делом весьма труднодостижимым. В связи с этим, когда необходимо остановить или предотвратить угрозу серьёзного сокращения валютных резервов РФ либо достигнуть разумного темпа их увеличения, может приниматься решение об установлении запретов и ограничений экономического характера. В рассматриваемом случае они вводятся по представлению Банка России на срок, необходимый для восстановления равновесия платёжного баланса РФ.
В-третьих, запреты и ограничения экономического характера могут использоваться в качестве ответных мер. Такие меры могут применяться в тех ситуациях, когда иностранное государство:
§ не выполняет обязательства, принятые на себя по международным договорам;
§ предпринимает меры, нарушающие экономические интересы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
§ не представляет российским лицам на своей территории адекватную и эффективную защиту их законных интересов;
§ не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью своих физических или юридических лиц на российской территории.
Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к мерам нетарифного регулирования относит следующие:
§ квотирование;
§ лицензирование;
§ использование специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Под квотированием понимается практика государственного регулирования внешней торговли, предусматривающая «установление количественных и (или) стоимостных ограничений на перемещение товаров через таможенную границу государства» [15, с.108].
В соответствии с российским законодательством введение квотирования должно осуществляться при соблюдении двух принципов.
Во-первых, Правительство РФ, принимая решение о распределении квот, не должно нарушать принцип равноправия участников ВЭД в отношении возможности их получения.
Во-вторых, при распределении
квот должен соблюдаться принцип недопущения
дискриминации
по признакам формы собственности,
места регистрации и положения на рынке.
В настоящее время применяется квотирование как экспортируемых, так и импортируемых товаров. В частности, Правительство РФ устанавливает экспортные квоты на поставку некоторых видов сырья, имеющего существенное значение для внутреннего рынка РФ. Что касается импорта, то здесь действует система квотирования на поставки таких товаров, как говядина, свинина, мясо домашней птицы и лампы накаливания мощностью не более 200 Вт и напряжением более 100 В.
Отметим, что при распределении импортных квот в настоящее время Правительство РФ руководствуется так называемым историческим принципом. В соответствии с ним большая часть квот распределяется пропорционально количеству товара, ввезённого в предыдущем году.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.