Таможенное дело в Российской Федерации. Таможенная стоимость товаров и методы её определения. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации, страница 2

Период либерализма в таможенной политике европейских стран был непродолжительным. Торгово-политический кризис 1873 г. в Европе  привёл к распространению протекционизма. Россия присоединилась к политике протекционизма в конце 70-х гг. XIX века. Логическим завершением формирования этой политики явилось принятие нового Таможенного тарифа, для разработки которого были привлечены выдающиеся российские учёные во главе с Д. И. Менделеевым.

В начале XX в. был принят Таможенный устав, установивший новую структуру таможенных органов: Департамент таможенных сборов, окружные и участковые таможенные управления, таможни, заставы, посты и пункты. Такая структура показала свою достаточно высокую эффективность, поскольку её использование позволяло собирать значительные суммы таможенных пошлин и вести борьбу с контрабандой.

После Октябрьской революции 1917 г. в таможенном деле произошли коренные изменения. Главным образом они были связаны с введением государственной монополии на внешнюю торговлю. Для предотвращения  случаев нарушения этой монополии 22 февраля 1918 г. был учреждён Таможенно-тарифный комитет.

Переход от политики «военного коммунизма» к «новой экономической политике» ознаменовался ростом масштабов контрабанды. Для уничтожения этого негативного явления при ВЧК была образована Центральная комиссия по борьбе с контрабандой.

Дальнейшее развитие таможенного дела в условиях командно-административной экономики характеризовалось тем, что роль таможенных органов главным образом сводилась к организации контроля за внешнеторговыми операциями в рамках государственной монополии на внешнюю торговлю.

Точкой отсчёта новейшей истории таможенного дела стало образование 25 октября 1991 г. Государственного таможенного комитета (ГТК). Правовую основу его деятельности составили Таможенный кодекс и закон «О таможенном тарифе», принятые в 1993 г. Важнейшим результатом деятельности ГТК следует признать формирование системы таможенных органов в условиях распада командно-административной экономики и увеличения числа участников ВЭД. Просуществовал ГТК России до момента реорганизации Правительства РФ в 2004 г., когда все его

функции были переданы Федеральной таможенной службе (ФТС). В настоящее время она имеет статус органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

1.2. Понятие и структура таможенного дела
в Российской Федерации

Согласно Таможенному кодексу РФ (ТК РФ), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом, как отмечается в работе [19], структура современного таможенного дела включает элементы, показанные на рис. 1.1.

http://www.initkms.ru/bibl/img.php?d=tamojdelo&i=pic7_1.jpg

Рис. 1.1 Структура таможенного дела в Российской Федерации

Как видно из рис. 1.1, таможенное дело представляет собой единую систему, состоящую из элементов, характер взаимодействия между которыми определяется

принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применяемыми таможенными режимами.

Осуществляя ВЭД, необходимо руководствоваться следующими принципами
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
:

§  принципом равного права всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, заключающимся в том, что любое физическое и юридическое лицо может приобрести статус участника ВЭД;

§  принципом соблюдения запретов и ограничений, в соответствии с которым право на ввоз и вывоз может быть реализовано при условии недопущения нарушения публичного порядка и нравственных устоев общества;