Период либерализма в таможенной политике европейских стран был непродолжительным. Торгово-политический кризис 1873 г. в Европе привёл к распространению протекционизма. Россия присоединилась к политике протекционизма в конце 70-х гг. XIX века. Логическим завершением формирования этой политики явилось принятие нового Таможенного тарифа, для разработки которого были привлечены выдающиеся российские учёные во главе с Д. И. Менделеевым.
В начале XX в. был принят Таможенный устав, установивший новую структуру таможенных органов: Департамент таможенных сборов, окружные и участковые таможенные управления, таможни, заставы, посты и пункты. Такая структура показала свою достаточно высокую эффективность, поскольку её использование позволяло собирать значительные суммы таможенных пошлин и вести борьбу с контрабандой.
После Октябрьской революции 1917 г. в таможенном деле произошли коренные изменения. Главным образом они были связаны с введением государственной монополии на внешнюю торговлю. Для предотвращения случаев нарушения этой монополии 22 февраля 1918 г. был учреждён Таможенно-тарифный комитет.
Переход от политики «военного коммунизма» к «новой экономической политике» ознаменовался ростом масштабов контрабанды. Для уничтожения этого негативного явления при ВЧК была образована Центральная комиссия по борьбе с контрабандой.
Дальнейшее развитие таможенного дела в условиях командно-административной экономики характеризовалось тем, что роль таможенных органов главным образом сводилась к организации контроля за внешнеторговыми операциями в рамках государственной монополии на внешнюю торговлю.
Точкой отсчёта новейшей истории таможенного дела стало образование 25 октября 1991 г. Государственного таможенного комитета (ГТК). Правовую основу его деятельности составили Таможенный кодекс и закон «О таможенном тарифе», принятые в 1993 г. Важнейшим результатом деятельности ГТК следует признать формирование системы таможенных органов в условиях распада командно-административной экономики и увеличения числа участников ВЭД. Просуществовал ГТК России до момента реорганизации Правительства РФ в 2004 г., когда все его
функции были переданы Федеральной таможенной службе (ФТС). В настоящее время она имеет статус органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
1.2.
Понятие и структура таможенного дела
в Российской Федерации
Согласно Таможенному кодексу РФ (ТК РФ), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом, как отмечается в работе [19], структура современного таможенного дела включает элементы, показанные на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Структура таможенного дела в Российской Федерации
Как видно из рис. 1.1, таможенное дело представляет собой единую систему, состоящую из элементов, характер взаимодействия между которыми определяется
принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применяемыми таможенными режимами.
Осуществляя ВЭД, необходимо руководствоваться
следующими принципами
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:
§ принципом равного права всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, заключающимся в том, что любое физическое и юридическое лицо может приобрести статус участника ВЭД;
§ принципом соблюдения запретов и ограничений, в соответствии с которым право на ввоз и вывоз может быть реализовано при условии недопущения нарушения публичного порядка и нравственных устоев общества;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.