Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 9

II. Кибернетика - это наука об общих законах полуения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных упраляющих системах.

III. Система - это совокупность взаимодействие объектов, объединенных единой целью.

Система представляет собой единое целостное образование, слагаемое из совокупности входящих в нее элементов, имеющее свою внутреннюю структуру, элементы которой находятся во взаимодействии  друг с другом, обладающее интегративными системными качествами, имеющее внутренние и внешние связи и функционирующие для достижения определенных целей.

Признаки системы - целеноправленность, целостность, гомеостатичность, изменчивость, делимость, имерджентность.

IV. Системный анализ - методология комплексного изучения системы (объекта, службы, процесса) как единого целого, ее целей, функций, структуры, организации, выявление положительных и отрицательных сторон системы и разработки мероприятийдля ее коррекции на основе использования различных наук, математических методов и вычислений техники.

V. Методы системного анализа:

а) по содержанию:

- вербальные;

- графические;

- экспертные;

- математические;

б) по цели:

- декомпозиции (системы, цели);

- упрощение систем;

- оценки взаимодействия элементов;

- компонирования (композиции);

- оценки устойчивости системы во времени и простанстве.

VI. Условия для проведения системного анализа

- наличие проблемной ситуации;

- наличие междисциплинарной рабочей группы;

- наличие качественной (достоверной и достаточной) информации;

- наличие вычислительной техники и средств передачи информации.

VII. Общая структура учебного процесса , исходя из системного подхода

Прямая связь

(информационный канал)

программа достижения

цели

 
 


 

учащийся

 (объект + субъект управления)

 

цель

 обучения

 
                                                               самоконтроль

 


                                           обратная связь

оценка

 
 


 

VIII. Основные требования к системам обучения

1) целостная система - высокая степень взаимосвязи и компонентов;

2) совместимость системы - согласованность функционирования системы с объектами обучения, условиями проведения учебного процесса и с конечным результатом обучения;

3) оптимизация системы - применение обоснованных форм и методов обучения, лучшее построение учебного процесса для достижения оптимального результата;

4) единство понятийного аппарата.

IX. Управление процессом обучения предполагает выполнение следующих требований общей теории управления:

а) должны быть четко заданы цели обучения;

б) должен быть обеспечен необходимый уровень знаний учащихся;

в) обучение должно быть организовано в соответствии со стадиями, которые проходят процесс усвоения;

г) должна быть обеспечена систематическая обратная связь, позволяющая корректировку работу учащихся.

Для обучения характерен комбинированный тип управления, при котором управляющие воздействия могут быть как вне системы, так и внутри ее.

X. Глаголы управления

- знает, может, хочет, успевает. Исходя из этого:

- управляющему субъекту должна быть известна и понятна цель той деятельности, в которой он участвует, и пути реаизации этой цели;

- управляющий субъект должен быть правомочным и правоспособным принимать решения и осуществлять управляющие воздействия на свой управляемый объект;

- управляющий субъект должен иметь желание руководить учащимся, быть ответственным за ход обучения;

- управляющий субъект должен располагать необходимым временем для реализации целей обучения и научной организации своего труда.

XI. Последовательность “целевой” организации обучения:

а) описание обязанностей (модель специалиста, профессионально-должностные требования) - что должен знать и уметь;

б) разработка программы достижения цели - чему должен научиться, что и как должен освоить;

в) организация учебной деятельности - разработка форм, методов и средств обучения;

г) оценка результатов обучения (достижение цели);

XII. Проектирование и осуществление оптимального варианта обучения предполагает следующие этапы действий преподавателя:

Первый этап - формирование целей и задач обучения;

Второй этап - отбор и конкретизация содержания обучения;

Третий этап - выбор наилучшего для данных условий и специфика предмета сочетания форм обучения;

Четвертый этап - выбор наиболее рационального сочетания методов обучения;

Пятый этап - отбор наиболее целесообразных для данного предмета средств обучения;

Шестой этап - составление оптимального учебного плана обучения;

Седьмой этап - максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения;

Восьмой этап - реализация избранного плана обучения;

Девятый этап - анализ оптимального решения поставленных задач;

Десятый этап - оценка эффективности обучения и внесение корректив в план обучения с целью получения более высокого результата.

XIII. Целевой подход и организации обучения

Цель обучения

курсанты

(кого учить?)

процесс обучения

(чему учить?)

преподаватели

(кому учить?)

условия

(что необходимо?)

определение контингента учащихся

разработка профессионально-должностных требований (ПДТ)

определение состава преподавателей для реализации программы обучения

разработка требований к материально-техническому оснащению учебного процесса  (табель оснащения)

создание банка специалистов

разработка целе-вой унифицирован-ной программы

оценка возможностей преподавателей

формирование однородной группы

подбор преподавателей