II. Кибернетика - это наука об общих законах полуения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных упраляющих системах.
III. Система - это совокупность взаимодействие объектов, объединенных единой целью.
Система представляет собой единое целостное образование, слагаемое из совокупности входящих в нее элементов, имеющее свою внутреннюю структуру, элементы которой находятся во взаимодействии друг с другом, обладающее интегративными системными качествами, имеющее внутренние и внешние связи и функционирующие для достижения определенных целей.
Признаки системы - целеноправленность, целостность, гомеостатичность, изменчивость, делимость, имерджентность.
IV. Системный анализ - методология комплексного изучения системы (объекта, службы, процесса) как единого целого, ее целей, функций, структуры, организации, выявление положительных и отрицательных сторон системы и разработки мероприятийдля ее коррекции на основе использования различных наук, математических методов и вычислений техники.
V. Методы системного анализа:
а) по содержанию:
- вербальные;
- графические;
- экспертные;
- математические;
б) по цели:
- декомпозиции (системы, цели);
- упрощение систем;
- оценки взаимодействия элементов;
- компонирования (композиции);
- оценки устойчивости системы во времени и простанстве.
VI. Условия для проведения системного анализа
- наличие проблемной ситуации;
- наличие междисциплинарной рабочей группы;
- наличие качественной (достоверной и достаточной) информации;
- наличие вычислительной техники и средств передачи информации.
VII. Общая структура учебного процесса , исходя из системного подхода
Прямая связь
(информационный канал)
|
|||
|
|
обратная связь
|
VIII. Основные требования к системам обучения
1) целостная система - высокая степень взаимосвязи и компонентов;
2) совместимость системы - согласованность функционирования системы с объектами обучения, условиями проведения учебного процесса и с конечным результатом обучения;
3) оптимизация системы - применение обоснованных форм и методов обучения, лучшее построение учебного процесса для достижения оптимального результата;
4) единство понятийного аппарата.
IX. Управление процессом обучения предполагает выполнение следующих требований общей теории управления:
а) должны быть четко заданы цели обучения;
б) должен быть обеспечен необходимый уровень знаний учащихся;
в) обучение должно быть организовано в соответствии со стадиями, которые проходят процесс усвоения;
г) должна быть обеспечена систематическая обратная связь, позволяющая корректировку работу учащихся.
Для обучения характерен комбинированный тип управления, при котором управляющие воздействия могут быть как вне системы, так и внутри ее.
X. Глаголы управления
- знает, может, хочет, успевает. Исходя из этого:
- управляющему субъекту должна быть известна и понятна цель той деятельности, в которой он участвует, и пути реаизации этой цели;
- управляющий субъект должен быть правомочным и правоспособным принимать решения и осуществлять управляющие воздействия на свой управляемый объект;
- управляющий субъект должен иметь желание руководить учащимся, быть ответственным за ход обучения;
- управляющий субъект должен располагать необходимым временем для реализации целей обучения и научной организации своего труда.
XI. Последовательность “целевой” организации обучения:
а) описание обязанностей (модель специалиста, профессионально-должностные требования) - что должен знать и уметь;
б) разработка программы достижения цели - чему должен научиться, что и как должен освоить;
в) организация учебной деятельности - разработка форм, методов и средств обучения;
г) оценка результатов обучения (достижение цели);
XII. Проектирование и осуществление оптимального варианта обучения предполагает следующие этапы действий преподавателя:
Первый этап - формирование целей и задач обучения;
Второй этап - отбор и конкретизация содержания обучения;
Третий этап - выбор наилучшего для данных условий и специфика предмета сочетания форм обучения;
Четвертый этап - выбор наиболее рационального сочетания методов обучения;
Пятый этап - отбор наиболее целесообразных для данного предмета средств обучения;
Шестой этап - составление оптимального учебного плана обучения;
Седьмой этап - максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения;
Восьмой этап - реализация избранного плана обучения;
Девятый этап - анализ оптимального решения поставленных задач;
Десятый этап - оценка эффективности обучения и внесение корректив в план обучения с целью получения более высокого результата.
XIII. Целевой подход и организации обучения
Цель обучения
курсанты (кого учить?) |
процесс обучения (чему учить?) |
преподаватели (кому учить?) |
условия (что необходимо?) |
определение контингента учащихся |
разработка профессионально-должностных требований (ПДТ) |
определение состава преподавателей для реализации программы обучения |
разработка требований к материально-техническому оснащению учебного процесса (табель оснащения) |
создание банка специалистов |
разработка целе-вой унифицирован-ной программы |
оценка возможностей преподавателей |
|
формирование однородной группы |
подбор преподавателей |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.