Б. Решение проблемы;
В. Оценка результата (проверка правильности полученого решения).
XIV. В подготовке к проблемному обучению преподаватель должен проанализировать учебный материал с позиций:
- научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи и т.д.);
- психологической (предвидение реакции группы и отдельных учащихся на выдвижение проблем);
- логической (варианты последовательной постановки вопросов, задач, заданий, система их сочетаний и т.д.);
- диадактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций и доведение фактического материала до учащихся, выбор средств и способов индивидуализации обучения, определение путей сочетания слова, наглядности, технических средств и др.);
- воспитательной значимости учебного материала.
XV. В решении проблемной ситуации различаются следующие подпроблемы:
1.Уяснение проблемы (“что мы ищем?”).
2.Выяснение имеющихся предпосылок к решению проблемы (“что мы имеем?”).
3.Выяснение признаков приемлемого решения (“какое решение вам нужно?”).
4.Выяснение того, какиерешения возможны.
5.Использование способов решения - этап “закрытого” решения проблемы.
6.Расширение области поиска новых способов решения - этап “открытого” решения проблемы - нахождение нового отношения или принципа действия.
7.Реализация этих решений на основе критериев предыдущих шагов, реализация найденного принципа.
8.Проверка правлиности полученного решения.
XVI. Проблемное обучение возможно:
- при чтении лекции, проведения семинара, практического или лабораторного занятия;
- в занятиях для всего цикла, отдельных групп или отдельных учащихся.
XVII. Трудности решения проблемы связаны с:
- нехваткой у учащихся необходимых знаний;
- отсутствием интереса к решению проблемы;
- несоответствием интеллектуального уровня учащихся требова-ниям проблемы;
- недостаточной подвижностью к гибкостью мышления;
- противоречием между исходной информацией и результатом.
XVIII. Что мешает решать проблему?
- неясность исходной информации - ее недостаточность;
- обшироность информации;
- быстрый темп изложения информации;
- краткость времени, оведенного для мышления;
- “интеллектуальная” лень;
- отсутсвие регламентов.
XIX. Проблемное обучение нецелесообразно:
- если учебный материал носит информативный характер, включает в себя формулирование законов и принципов;
- если учебный материал для данных учащихся является очень сложным, принципиально новым и когда у учащихся нет опорных знаний для поисковой деятельности;
- если учебный материал для данных учащихся слишком простой, не содержащий принципиально нового и не вызывающий у них потребности к поисковой деятельности.
XX. Этапы внедрения проблемного обучения:
1 ый этап - теоретическая подготовка преподвателей:
- изучение теории проблемного обучения и смежных вопросов;
- глубокое изучение и осмысление содержания обучения (унифицированная программа, профессионально-должностные требования);
- преодоление преподавателями “психологической инерции”.
2-ой этап - создание средств проблемного обучения:
- определение учебного материала, проблемный метод при котором наиболее эффективен и целесообразен;
- выбор форм и видов учебных занятий, на которых планируется использовать проблемный метод;
- разработка заданий (проблемных задач, проблемных ситуаций, предустматривающих необходимый уровень проблемности, тип и способ создания проблемной ситуации;
- комплектование “банков” заданий и освоение преподавателями приемов проблемного обучения;
- создание методических рекомендаций для самостоятельной подготовки учащихся к проблемному обучению и порядку применения его в учебных занятиях;
- создание методических рекомендаций для преподавателей по проведению проблемного обучения и управлению учебным процессом.
3-ый этап - организационные мероприятия - внесение изменений в структуру учебного плана:
- формирование оптимальных по составу учебных групп;
- обеспечение учащихся оргтехникой и бумагой в связи с увеличением объема выполняемой ими работы.
XXI. Проблемно-целевое обучение - это обучение, при котром метод проблемный, а содержание - целевое.
XXII. Решение производственных задач как средство обучения помогает сформировать следующие умения:
- умение анализировать исходную ситуацию, сложившуюся после выполнения каждого последующего этапа задачи;
- умение найти метод решения задачи;
- умение найти недостающий для решения задачи элемент;
- умение интерпретировать полученные результаты.
XXIII. Деловая игра - частный случай проблемного обучения, в котором или:
а) имеет место многоэтапность решения проблемы;
б) необходимо в разрешении учатие специалистов различных профилей.
Деловая игра - имитационный процесс выработки принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов и анализа информации, дополнительно поступающей или вырабатываемой в ходе игры.
Преимущества игровой имитации перед реальным экспериментом:
- наглядность последствий принимаемых решений;
- переменный фактор времени (игра позволяет “жить быстрее”);
- повторение жизенного опыта с изменением установок: в игре можно 3, 5, 10 раз прорешать одну и ту же задачу, подойти к ней каждый раз по-иному; и чем сложнее задача, тем важнее проверить как можно больше подходов к ее решению;
- масштаб охвата (игра модет воспроизводить ситуации, вовлекающие на любом уровне управления).
МЕТОДИКА “МАЛЫХ ГРУПП”.
I. Под “малой группой” как социально-психологическим понятием обычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Минимальный размер малой группы - 3 человека, максимальный - 7+2 человека. Малая группа характеризуется двусторонней стректурной организацией: с одной стороны, она имеет свою собственную внутреннюю структуру, элементы которой - отдельные члены группы, находящиеся в определенных отношениях, с другой - она выступает в качестве элемента более сложного социального организма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.