Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 13

Каждый из этих видов семинара имеет свою дидактическую цель,  форму организации и методику проведения.

6.Объем семинарских занятий в часах и тематика этих занятий определяются учебным планом и пррограммой данного цикла (курса).

7.Предпочтительнее выносить на семинары более сложные разделы курса, требующие глубокого осмысливания и логических действий.

8.В подготовке к семинару преподавателю следует:

а) четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета и курса;

б) четко определить, что нового и оригинального должно быть вынесено для демонстрации или обсуждения;

в) составить методическую разработку семинара, содержащую порядок работу, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки;

г) просмотреть содержание теоретических занятий (лекций) по тематике семинара;

д) предварительно ознакомить учащихся с темой предстоящего семинара, перечнем обсуждаемых вопросов и литературой для подготовки к семинару.

          9.Каждый семинар следует начинать с вступительного слова руководителя, в котором он кратко излагает цели и задачи данного семинара.

Семинар следует заканчивать заключением, в котором подводятся итоги и анализируются обсуждаемые вопросы.

          10.Руководство семинаром следует поручать наиболее опытным в методическом отношении  и научно подготовленным преподавателям. В нем могут участвовать при необходимости и другие преподаватели.

На семинар разрешается объединять несколько групп учащихся одного цикла или разных циклов.

Педагогичекая нагрузка рассчитывается так же, как проведение практических занятий, т.е. на всех участвующих в проведении семинара преподавателей.

11.Проведение семинара обязательно отражается в соответствующей графе учебного плана. В объяснительной записке при перечислении видов учебных занятий следует указывать виды семинара, которые будут использованы на данном цикле (курсе).

Методические рекомендации

по проведении различных видов семинаров

Семинар-коллоквиум - является контролирующим и проводится с целью проверки усвоения данной информации, повторения и закрепления ее. оценки знаний.

Методика проведения: вопросы и ответы. Вопросы могут даваться в письменной форме.

Может быть проведен программированный контроль.

Семинар-дискуссия является информационным, исследова-тельским проводится с целью сообщения новой информации, развития мышления, умения оценивать в комплексе социальные  и экономические явления, умение применять знания на практике, приобщение к научной деятельности.

Методика проведения: преподаватель, ведущий семинар, ставитна обсуждение вопросы проблемного характера. Учащиеся вступаютв дискуссию. Если желающих не оказывается, ведущий познакомившись предварительно с научными интересами учащихся, вызывает их на дискуссию.

Задача преподавателя, ведущего семинар - вовлечь в дискуссию всех учащихся, обсудить как можно больше спорных вопросов, дать оценку прошедшей полемике и логически доказать правильные положения.

Семинар-конференция является исследовательским, информацион-ным, отчасти контролирующим. Проводтся с целью углубления, закрепления информации, обучения логически мыслить, излагать свои взгляды и защищать их, проверки и оценки знаний.

Методика проведения: два или три учащихся выступают с докладами, остальные участвуют в обсуждении докладов.

Задачи преподавателя, ведущего семинар, заключается в том, чтобы наводящими вопросами вовлечь в обсуждение докладов всех учащихся, заставить их высказвать свои суждения, оценить правильность их.

В заключение следует логически доказать правильные положения.

Семинар по обсуждению контрольных работ учащихся является информационным. Проводится в целях выяснения вопросов, закрепления ифнормации.

Методика проведения может быть двоякая:

1.Два или три учащихся докладывают свои контрольные работы, выполненные за период предцикловой подготовки. Преподаватель, ведущий семинар, отбирается для доклада контрольные работы, вызвашие сомнения, и особенно интересные по представленному материалу.

В осбуждении по докладам должны участволвать все учащиеся.

Преподаватель анализируется ошибки.

2.Преподаватель, ведущий семинар, знакомится с контрольными работами учащихся, выполнеными за период предцикловой подготовки, классифицирует их по содержанию на хорошие, удовлетворительные и плохие, на семинаре преподаватель дает глубокий анализ допущенных ошибок.

Семинар по обуждению письменных рефератов вяляется информационым и исследовательским. Проводится с целью получения новой информации, закрепления ее, побуждения учащихся к поиску литературы для углубленного изучения того или иного вопроса.

Методика проведения: учащиеся выступают с рефератами, сделанными по предложенной преподавателем литературе либо по избранной по собственной инициативе литературе. Преподаватель анализирует, разъясняет спорные вопросы, дополняет.

Семинар-экскурсия является информационным и проводится в целях углубления с помощью наглядного показа.

Методика проведения: кафедра обычно имеет договоренность с рядом учреждений, куда полезно повести учащихся.

Под руководством преподавателя учащиеся знакомятся с определенными объектами, затем увиденное анализируется преподавателем с активным участием учащихся.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ И ЕГО РОЛЬ

 В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

I. Выбор методов обучения должен определяться:

- закономерностями процесса обучения и дидактическими принципами;

- целями и задачами обучения;

- учебными возможностями учащихся;

а) возрастная (физическая, психическая);

б) уровнем подготовленности (образовательной, воспитательной, профессиональной );

в) особенностями контингента обучающихся;

- особенностями профиля (специальности обучающихся);

- особенности внешних условий (географических, производственных, базы и др.);

- возможностями и опытом преподавателей.

II. Требования к практическим занятиям

- четкость содержания;

- связь с предыдущими или последующими занятиями или связь с лекциями и другими формами занятий;