Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 23

IV. Типы самостоятельной работы:

1. Самостоятельные работы по образцу - понятия, описывающие факты эмпирической действительности;

2. Реконструктивные самостоятельные работы - понятия, объясняющие сущность отдельных явлений, их функциональные и причинные связи, а также противоречивый процесс их развития.

3. Вариантные самостоятельные работы на применение понятий науки - фундаментальные понятия той или иной научной области, раскрывающие взаимосвязи между различными областями знаний, характеризующие определенную сферу дейстивтельности и отражающие логическую структуру переменных систем знаний.

4. Творческие самостоятельные работы - описанные, объяснительные понятия и фундаментальные понятия той или иной научной области в сочетании с понятиями, характеризующими всю деятельность в целом и общие принципы ее познания.

V. К самостоятельным работам по образцу относятся:

- решение типовых задач, примеров, выполнение различных упражнений по образцам и алгоритмам;

- нахождение готовых ответов в тексте: сопоставление простых планов разрабатываемых тем, отбор и систематизация учебного материала и его устное или письменное оформление по сложившимся образцам и примерам;

- оформление иллюстраций к изучаемым вопрросам по образцам и рекомендациям программы;

- проведение наблюдений, лабораторных работ и опытов по образцам и рекомендацим методических указаний и преподавателей;

- изготовление отдельных предметов и их частей по образцам и инструкциям.

VI. Дидактические цели самостоятельной работы по образцу

сводятся к узнаванию, опознаванию, различению, установлению подобия, текстуальное воспроизведение или подведение нового факта под известное понятие на основе данных, представленных непосредственно *в явном виде) в самой учебной задаче.

VII. К реконструктивным самостоятельным работам относятся:

- использвание текстуальных формулировок в новых сочетаниях, устное или письменное из воспроизведение на основе увеличения числа источников информации;

- отбор и систематизация учебного материала на основе его реконструкции и вычленения главного, письменное или устное его оформление;

- составление сложных планов по отдельным темам, сквозным темам, простое конспектирование и т.п.;

- упражнения в решении задач, применение правли и т.п. в различных задач, тезисов и т.п.;

- проведение наблюдений, лабораторных работ и опытов по плану или инструкции, в свернутом виде данных в учебных или специальных пособиях;

- изыскание новых способов, средств иллюстрирования изучаемых вопросов, ихготовление отдельных предметов или их частей по чертежам и т.п.

VIII. Дидактические цели реконструктивной самостоятельной работы - сводятся к осмысливанию и видоизменению отображения внутренней структуры познавательного объекта, описанию и анализу действия с объектом, предвидению и анализу возможных их исходов.

IX. К вариантным самостоятельным работам на применение понятий науки относятся:

- применение фундаментальных понятий (категорий) той или иной научной области к решению определенного класса задач логического, экспериментального, лабораторного или производственно-трудового характера, в ходе которых изыскиваются новые способы, методы и технические средства для раскрытия, иллюстрирования и т.п. новых сторон изучаемых явлений данного класса. Знания при этом типе самостоятельной работы выступают в качестве инструмента познания, благодаря чему учашиеся на основе собственных дедуктивных выводов добывают новую информацию, применяя познаный закон или понятие к объяснению изучаемых явлениях в измененных ситуациях.

X. К творческим самостоятельным работам относятся:

- раскрытие ноывх сторон изучаемых явлений, объектов, событий и высказывание собственных суждений, оценок на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи;

- самостоятельная разработка тематики и методики лабораторной или эспериментальной работы и ее выполнение, самостоятельное проектирование и изготовление отдельых предметов и их частей, выделение и фомулирование проблем в заданной ситуации, постановка новых проблем, выдвижение гипотезы и разработка плана ее решения.

При этом типе самостоятельной работы деятельности приобретает гибкий, поисковый характер в плане  переноса знаний и способов на уровне трансформации ранее усвоенных программ деятельности для решения творческих задач и открытия принципов (идей) решений, приводящих к получению существенно новой информации.

XI. Виды самостоятельной работы

- работа с учебной литературой и учебным пособиями тренажерами, плакатами, таблицами, фото, фонограммами и др.);

- работа со справочной литературой (статистическими справочниками, словарями, энциклопедией, приказами и др.);

- решение и сопоставление задач;

- учебные упражнения (обычные и по готовому тексту), упражнения с текстовыми программами, алгоритмами и пр.;

- описания, рефераты и обзоры, подготовка обзорных и научных докладов, описание собственного опыта;

- наблюдения и лабораторные работы;

- работы-задания, связанные с использованием иллюстраций, схем, карт, графиков и других раздаточных материалов;

- графические работы.

XII. Эффективность самостяотельной работы учащихся зависит от:

- условий ее организации;

- интереса (мотивации) к ее выполнению;

- содержания и характера знаний;

- логики изложения задания;

- содеражания источника новых знаний;

- взаимозависимости наличных и предполагаемых знаний в содержании данного вида самостоятельной работы;

- качества достигнутых учащимися результатов в ходе выполнения этой работы.

XIII. Объем самостоятельной работы определяется коэффициеном.

                        средние затраты времени слушателями

             Тс  на самостоятельную работу

         Кс = ________________________________________________________ х 100 (в %)

коэффи-             Та   время занятий на учебную дисциплину

циент

самосто-

ятельной

работы

При этом время, затраченное на учебную дисциплину, составляет 54-60 часов в неделю - (9-10 часов ежедневно) и включает в себя весь цикл изучения предмета: сообщение информации, активную ее переработку, контроль и корректировку усвоения.