Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 3

          На втором уровне усвоения - соответствуют такие знания, с помощью которых обучаемый самостоятельно воспроизводить по памяти информацию об изученных объектах, явлениях, действиях с ними (деятельность на воспроизведение). На этом уровне ему не требуется предъявления данного объекта или явления. Он воспроизводит усвоенный материал без опоры на это явление, не видя его перед собой, представляя его в своем воображении. Владея учебной информации на 2-ом уровне, обучаемый приобретает способность решать определенный круг вопросов, показывая понимание проблемы, которая поставлена перед ним.

          На третьем уровне усвоения - обучаемый приобретает способность решать типовые задачи в новой нетипичности ситуации, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения. Указанный уровень предусматривает хорошую ориентацию учащегося в том, какой из готовых, известных ему методов решения следует применять в то или иной разновидности типичных ситуаций (деятельность на уровне умений).

          На четвертом уровне усвоения - обучаемый способен творчески использовать полученные знаний, умения и навыки. Проявляя активное владение материалом, он может принимать решения в новых, но типичных для него, ситуациях, самостоятельно создавая оригинальные способы к подходы к решению (деятельность на уровне трансформации или творчества).


ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

          I. Учебный процесс - сложный дискретно развивающийся процесс, подчиненный цели обучения, основу которого составляют принципами, методы, формы и средства обучения.

          II. Причины обучения - система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса

          Принципы обучения:

          -  принцип научности;

          - принцип связи теории с практикой, практического опыта с наукой;

          - принцип систематичности и последовательности в подготовке специалистов;

          - принцип сознательности, активности и самостоятельности в учебной работе;

          -  принцип соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

          - принцип соединения абстрактности мышления с наглядностью преподавания;

          - принцип доступности и прочности усвоения научных знаний.

          III. Методы обучения - это способы работы преподавателя и учащегося, способы их взаимодействия, с помощью которых достигается усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формирование кругозора к мировоззрения учащихся.

          Классификация методов обучения

   1 группа: методы организации и проведения учебно-познавательной деятельности.

           1 подгруппа - по источникам передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) - словесные, наглядные и практические.

    2 подгруппа - по логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) - индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические.

     3 подгруппа - по степени самостоятельности мышления учащегося при овладении знаниями. (гностические методы) - репродуктивные и проблемные (частично-поисковые и исследовательские);

     4 подгруппа - по степени управления учебной работой (методы управления обучением) - учебная работа под руководством преподавателя, с ТСО и обучающими машинами и самостоятельная учебная работа.

  2 группа - методы стиму-лирования и мотивации учения.

   1 подгруппа - методы стимулирования интереса к учению.

   2 подгруппа - методы стимулирования долга и ответственности в учении

   3 группа - методы контроля и самоконтроля обучения.

   1 подгруппа - методы письменного контроля.

         2  подгруппа - методы уст-ного контроля.

   3 подгруппа - методы практического контроля.

          IV. Выбор методов обучения - должен определиться:

          - закономерностями процесса обучения и дидактическими принципами;

          - целями и задачами обучения;

          - учебными возможностями учащихся:

          а) возрастными (физическими, психическими);

          б) уровнем подготовленности (образовательной, воспитательной);

          в) особенностями контингента обучающихся.

          - особенностями профиля (специальности) обучаемых;

          - особенностями   внешних   условий (географических, производ-ственных, материально-технических, базы и др.);

          - возможностям и опытом преподавателей.

          V. Методы обучения должны:

          - вызывать (порождать) познавательную активность человека, поднимать его деятельность до исследовательского уровня;

          - основываться на серьезном содержательном материале проб-лемного характера;

          - быть инструментом развития мышления и профессиональных способностей, а также саморазвития;

          - максимально приближаться к реальной профессиональной ситуации, дающей человеку возможность для самостоятельной деятельности.

          VI. Формы организации обучения - способы руководства и управления познавательной деятельностью учащихся, формы организации учебного процесса.

          Классификация форм и организации обучения

1 группа - формы индивидуального обучения

а) с непосредственным участием преподавателя;

б) при опосредованном участии преподавателя;

работа с учебником, учебными пособиями, конспектом лекции и другими методическими материалами;

решения задач учреждения;

подготовка обзора реферата, доклада, проведение лабораторной работы или практического занятия;

учебная консультация;

работа с техническими средствами;

обучения и контроль.

2 группа - формы коллективного обучения:

а) группового

б) циклового (курсового)

групповое практическое или лабораторное занятие;

демонстрационные практические или лабораторные занятия;

семинар, дискуссия;

учебная конференция; урок, лекция.