Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 4

          VII. Средства обучения - различные учебные пособия и другие источники информации, а также технические устройства, используемые в учебном процессе для формирования знаний, умений и навыков, предусмотренных целями обучения.

          Классификация средств обучения

1 группа - информационные средства

учебник, учебное пособие;

научная книга или журнал;

справочная литература; таблицы,    графики, карты, рентгенограммы,  

фото, плакаты и др.;

голос преподавателя;

2 группа - методические средства

Программы и учебные планы; методические материалы; методические разработки; программированное дополнение к непрограммированному учебнику; обучающие модули, контрольные задания, вопросы для самоконтроля и др.

3 группа - технические средства

Технические средства размножения учебного материала; технические средства обучения; технические средства обеспечения учебного процесса (общее и специальное оборудование).

          Проектирование и осуществление оптимального варианта обучения - предлагает следующие этапы действий преподавателя:

          первый этап - формулирование целей и задач обучения;

          второй этап - отбор и конкретизация содержания обучения;

          третий этап - выбор наиболее рационального сочетания методов обучения;

          четвертый этап - выбор наилучшего для данных условий специфики предмета сочетания форм обучения;

          пятый этап - отбор наиболее целесообразных для данного предмета средств обучения;

          шестой этап - составление оптимального плана обучения;

          седьмой этап - максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения;

          восьмой этап - реализация избранного плана обучения;

          девятый этап - анализ оптимального решения поставленных задач (оценка достигнутого результат);

          десятый этап - внесение корректив в план обучения с целью получения более высокого результата.

          IX. Оптимизировать процесс обучения - это значит, так выбрать цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения, чтобы они в максимально возможной мере учитывали общую цель обучения, закономерности и принципы обучения, особенности учащихся и их коллективов, а также возможности преподавателей, и на этой основе обеспечивали бы постижение максимально возможных в данных условиях учебных результатов при минимально необходимо расходах преподавателей и учащихся.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

          I. Основные этапы усвоения знаний

          а) Предварительный или ознакомительный этап (этап объяснения, этап понимания);

          б) выполнение и усвоение действия (обобщение действия);

          в) переход действия в форму внешнеречевую;

          г) переходный этап - действие выполняется про себя;

          д) автоматизация действия без внешнего контроля; на самоконтроле;

          II. Информационная сущность обучения состоит в:

          - получении и запечатлении необходимого количества информации;

          - обработке этой  информации по определенным приемам для ее “присвоения” на заданном уровне обучения;

          - сохранении информации достаточно долго;

          - точном и эффективном воспроизведении и своевременном применения информации.

          III. Сопоставление уровней обучения и стадий усвоения.

            Уровни обучения:                                    Стадии усвоения:          

а)

знания - знакомства - узнавание, распознавание, различение, опознание;

обучаемый помнят;

б)

знания - копии - воспроизведение информации об изучаемом объекте (по памяти и смыслу);

обучаемый понимает

в)

знания - умения - применение знаний на практике в буквальном приложении к знакомым объектам и ситуациям;

обучаемый приобрел умения

г)

знания - трансформации - применение знаний на практике о переносном их как на незнакомые, но аналогичные изученным ситуации и объекты, так и на неаналогичные и трансформированные.

обучаемый овладел способностью переносить свои знания на познавание другого материала

          IV. Ступени понимания

          1-ая ступень - предвосхищение, предварительное понимание;

          2-ая ступень - смутное понимание;

          3-ая ступень - достигнутое понимание, не поддающееся выражению;

          4-ая ступень - воспроизведение в форме, близкой к подлиннику;  5-ая ступень - изложение своего представления своими словами       V. Основные задачи последипломного обучения:

          - определение содержания обучения и квалификации специалиста, исходя из предвидения развития науки;

          - отражение в учебном процессе все возрастающей роли науки, ее методов и методологии;

          - соответствие преподавания все более массовому характеру последипломного обучения и подготовки научных кадров;

          - последовательное внедрение в учебный процесс более совершенных форм и методов преподавания, повышающих эффективность учебного процесса;

          - переход обучения на более высокую ступень интеллектуального и творческого развития личности учащегося.

          VI. Классификация дидактических систем обучения

Управление процессом обучения

Информационный процесс

Средства управления

Дидактическая система

                                                               ручное                     1. Традиционная

                                                                                                (один препода-

                               рассеянный                                                ватель на груп-

                                                                                                 пу учащихся

                                                                автомати-               2. То же с испо-