VII. Средства обучения - различные учебные пособия и другие источники информации, а также технические устройства, используемые в учебном процессе для формирования знаний, умений и навыков, предусмотренных целями обучения.
Классификация средств обучения
1 группа - информационные средства |
учебник, учебное пособие; научная книга или журнал; справочная литература; таблицы, графики, карты, рентгенограммы, фото, плакаты и др.; голос преподавателя; |
2 группа - методические средства |
Программы и учебные планы; методические материалы; методические разработки; программированное дополнение к непрограммированному учебнику; обучающие модули, контрольные задания, вопросы для самоконтроля и др. |
3 группа - технические средства |
Технические средства размножения учебного материала; технические средства обучения; технические средства обеспечения учебного процесса (общее и специальное оборудование). |
Проектирование и осуществление оптимального варианта обучения - предлагает следующие этапы действий преподавателя:
первый этап - формулирование целей и задач обучения;
второй этап - отбор и конкретизация содержания обучения;
третий этап - выбор наиболее рационального сочетания методов обучения;
четвертый этап - выбор наилучшего для данных условий специфики предмета сочетания форм обучения;
пятый этап - отбор наиболее целесообразных для данного предмета средств обучения;
шестой этап - составление оптимального плана обучения;
седьмой этап - максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения;
восьмой этап - реализация избранного плана обучения;
девятый этап - анализ оптимального решения поставленных задач (оценка достигнутого результат);
десятый этап - внесение корректив в план обучения с целью получения более высокого результата.
IX. Оптимизировать процесс обучения - это значит, так выбрать цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения, чтобы они в максимально возможной мере учитывали общую цель обучения, закономерности и принципы обучения, особенности учащихся и их коллективов, а также возможности преподавателей, и на этой основе обеспечивали бы постижение максимально возможных в данных условиях учебных результатов при минимально необходимо расходах преподавателей и учащихся.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
I. Основные этапы усвоения знаний
а) Предварительный или ознакомительный этап (этап объяснения, этап понимания);
б) выполнение и усвоение действия (обобщение действия);
в) переход действия в форму внешнеречевую;
г) переходный этап - действие выполняется про себя;
д) автоматизация действия без внешнего контроля; на самоконтроле;
II. Информационная сущность обучения состоит в:
- получении и запечатлении необходимого количества информации;
- обработке этой информации по определенным приемам для ее “присвоения” на заданном уровне обучения;
- сохранении информации достаточно долго;
- точном и эффективном воспроизведении и своевременном применения информации.
III. Сопоставление уровней обучения и стадий усвоения.
Уровни обучения: Стадии усвоения:
а) |
знания - знакомства - узнавание, распознавание, различение, опознание; |
обучаемый помнят; |
б) |
знания - копии - воспроизведение информации об изучаемом объекте (по памяти и смыслу); |
обучаемый понимает |
в) |
знания - умения - применение знаний на практике в буквальном приложении к знакомым объектам и ситуациям; |
обучаемый приобрел умения |
г) |
знания - трансформации - применение знаний на практике о переносном их как на незнакомые, но аналогичные изученным ситуации и объекты, так и на неаналогичные и трансформированные. |
обучаемый овладел способностью переносить свои знания на познавание другого материала |
IV. Ступени понимания
1-ая ступень - предвосхищение, предварительное понимание;
2-ая ступень - смутное понимание;
3-ая ступень - достигнутое понимание, не поддающееся выражению;
4-ая ступень - воспроизведение в форме, близкой к подлиннику; 5-ая ступень - изложение своего представления своими словами V. Основные задачи последипломного обучения:
- определение содержания обучения и квалификации специалиста, исходя из предвидения развития науки;
- отражение в учебном процессе все возрастающей роли науки, ее методов и методологии;
- соответствие преподавания все более массовому характеру последипломного обучения и подготовки научных кадров;
- последовательное внедрение в учебный процесс более совершенных форм и методов преподавания, повышающих эффективность учебного процесса;
- переход обучения на более высокую ступень интеллектуального и творческого развития личности учащегося.
VI. Классификация дидактических систем обучения
Управление процессом обучения |
Информационный процесс |
Средства управления |
Дидактическая система |
ручное 1. Традиционная
(один препода-
рассеянный ватель на груп-
пу учащихся
автомати- 2. То же с испо-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.