- обеспечение активности всех учащихся;
- использование времени занятий с максимальной продуктив-ностью;
- законченность занятий;
- обеспеченность необходимым оборудованием.
III. В зависимости от целей и задач практические занятия могут быть:
- демонстрационными, в ходе которых преподаватель демонстрирует ход исследования или эксперимента, порядок работы и работу с новой аппаратурой и оборудованием, а учащийся наблюдает за этим, усваивает показанное;
- самостоятельными, в ходе которых учащийся по методическим пособиям и рекомендациям, составленным преподавателем, самостоятельно проводит все отдельные звенья исследования или эксперимента, овладевая навыками этой работы.
IV. В подготовке к практикуму нужно:
- четко определить цели и задачи занятия, дать название его в строгом соотетствии с учебным планом и программой предмета или курса;
- определить, что нового и оригинального должно быть внесено в занятие, что может быть продемонстрировано, а что учащийся должен усвоить и изучить, чем должен овладеть;
- составить план занятий, а затем и методическую разработку, содержащую порядок работы, реализующий цель занятий, перечень литературы и необходимые планшеты и таблицы;
- подготовить все необходимые материалы для демонстрации и самостоятельной работы учащихся;
- просмотреть содержание лекции по теме практикума и рекомендуемую литературу.
V. При составлении плана каждого занятия следует определить:
- основную цель занятия;
- структуру занятия;
- содеражение (учебный материал);
- методы и приемы работы преподавателя;
- учебное оборудование для каждой части занятия;
- формы организации работы учащихся;
- критерии эффективности.
VI. Лабораторное занятие - частный случай практического занятия, цель которого:
- приобретение навыка работы с аппаратурой, приборами, инструментами и материалами;
- приобретение навыыка проведения эксперимента и различных методов исследования;
- умение разбираться в данных лабораторного исследования, грамотно интерпретировать их, сознательно пользоваться ими на практике.
VII. Дидактические цели лабораторных занятий сводятся к:
- углублению и закреплению теоретических знаний;
- отработке навыков и умений по теме или разделу лабораторной работы;
- экспериментальной проверке научно-теоретических положений по рекомендации преподавателя или по инициативе курсанта;
- ознакомление с новым оборудованием и приборами;
- развитию инициативы и самостоятельности в работе;
- изучению на практике новых методов научных исследований, изучению приемов исследовательской работы в условиях лаборатории, оснащенной новейшей техникой и технологией производства.
VIII. В подготовке к лабораторному занятию преподавателю следует:
- четко определить цели и задачи лабораторного занятия, напрвленность и организацию работы, дать название его с строгом соответствии с учебным планом и программой цикла или раздела цикла;
- обеспечить лабораторное занятие инструментами, вспомагательными материалами, приборами, аппаратурой и оборудованием, отражающим новейшее научно-технические и учебные требования;
- перед началом занятия предусмотреть проверку новых методов, включенных в программу; перед каждым лабораторным занятием провести проверочное исследование и убедиться в надежности методики и пригодности оборудования;
- составить методические указания или учебное пособие, включающее:
а) научно-техническое обоснование цели и задач лабораторного занятия;
б) описание порядка работы с аппаратурой, оборудованием и приборами;
в) описание хода исследования или эксперимента;
- разработать документацию и бланки, фиксирующие ход и результаты исследования;
- подготовить критерии, которые позволили бы быстро и точно контролировать достоверность данных, полученных учащимися в ходе выполнения дабораторного занятия.
IX. К началу лабораторного занятия должно быть тщательно подготовлено рабочее место, включающее:
- индивидуальный инструментарий, вспомогательные материалы, приборы и оборудование, используемые в ходе лабораторного занятия;
- инструктивные методические пособия, документацию и бланки, фиксирующие результаты исследования;
- индивидуальные средства, обеспечивающие соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены;
- контрольные задания для проверки правильности выполнения лабораторной работы.
X. При выполнении лабораторной работы преподаватель или по его указанию лаборант:
- следят и оказывают квалифицированную помощь при настройке и эксплуатации оборудования;
- следят за соблюдением правил техники безопасности, санитарных и гигиенических правил;
- оказывают индивидуальную консультацию в ходе выполнения лабораторной работы.
XI. Виды учебных конференций:
- научные и научно-реферативные;
- внутрицикловые, посвященные разбору курсовых работ учащихся;
- учебно-методические.
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебном лабораторном занятии
1.Лабораторное занятие - один извидов систематических практических учебных занятий, на которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки по тому или иному разделу определнной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.
2.Общие цели лабораторного занятия сводятся к приобретению навыка работы с аппаратурой, приборами, инструментами и материалами, навыка проведения эксперимента и различных методов исследования, умению разбираться в данных лабораторного последования, граммотно интепретировать их, сознательно пользоваться ими в практике.
3.Основными задачами лабораторных занятий являются:
а) углубление научной и идейно-теоретической подготовки учащегося;
б) дальнейшего приближение одержания обучения к требованиям научно-технического прогресса;
в) всемерное развитие инициативы и самостоятельности учащихся в процессе выполнения ими лабораторных работ.
4.Дидактические цели лабораторных занятий сводятся:
а) к углублению к закреплению теоретических знаний;
б) к отработке навыков и умений по теме или разделу лабораторной работы;
в) к экспериментальной проверке научно-теоретических положе-ний по рекомендации преподавателя или по инициативе учащегося;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.