Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 14

- обеспечение активности всех учащихся;

- использование времени занятий с максимальной продуктив-ностью;

- законченность занятий;

- обеспеченность необходимым оборудованием.

III. В зависимости от целей и задач практические занятия могут быть:

- демонстрационными, в ходе которых преподаватель демонстрирует ход исследования или эксперимента, порядок работы и работу с новой аппаратурой и оборудованием, а учащийся наблюдает за этим, усваивает показанное;

- самостоятельными, в ходе которых учащийся по методическим пособиям и рекомендациям, составленным преподавателем, самостоятельно проводит все отдельные звенья исследования или эксперимента, овладевая навыками этой работы.

IV. В подготовке к практикуму нужно:

- четко определить цели и задачи занятия, дать название его в строгом соотетствии с учебным планом и программой предмета или курса;

- определить, что нового и оригинального должно быть внесено в занятие, что может быть продемонстрировано, а что учащийся должен усвоить и изучить, чем должен овладеть;

- составить план занятий, а затем и методическую разработку, содержащую порядок работы, реализующий цель занятий, перечень литературы и необходимые планшеты и таблицы;

- подготовить все необходимые материалы для демонстрации и самостоятельной работы учащихся;

- просмотреть содержание лекции по теме практикума и рекомендуемую литературу.

V. При составлении плана каждого занятия следует определить:

- основную цель занятия;

- структуру занятия;

- содеражение (учебный материал);

- методы и приемы работы преподавателя;

- учебное оборудование для каждой части занятия;

- формы организации работы учащихся;

- критерии эффективности.

VI. Лабораторное занятие - частный случай практического занятия, цель которого:

- приобретение навыка работы с аппаратурой, приборами, инструментами и материалами;

- приобретение навыыка проведения эксперимента и различных методов исследования;

- умение разбираться в данных лабораторного исследования, грамотно интерпретировать их, сознательно пользоваться ими на практике.

VII. Дидактические цели лабораторных занятий сводятся к:

- углублению и закреплению теоретических знаний;

- отработке навыков и умений по теме или разделу лабораторной работы;

- экспериментальной проверке научно-теоретических положений по рекомендации преподавателя или по инициативе курсанта;

- ознакомление с новым оборудованием и приборами;

- развитию инициативы и самостоятельности в работе;

- изучению на практике новых методов научных исследований, изучению приемов исследовательской работы в условиях лаборатории, оснащенной новейшей техникой и технологией производства.

VIII. В подготовке к лабораторному занятию преподавателю следует:

- четко определить цели и задачи лабораторного занятия, напрвленность и организацию работы, дать название его с строгом соответствии с учебным планом и программой цикла или раздела цикла;

- обеспечить лабораторное занятие инструментами, вспомагательными материалами, приборами, аппаратурой и оборудованием, отражающим новейшее научно-технические и учебные требования;

- перед началом занятия предусмотреть проверку новых методов, включенных в программу; перед каждым лабораторным занятием провести проверочное исследование и убедиться в надежности методики и пригодности оборудования;

- составить методические указания или учебное пособие, включающее:

а) научно-техническое обоснование цели и задач лабораторного занятия;

б) описание порядка работы с аппаратурой, оборудованием и приборами;

в) описание хода исследования или эксперимента;

- разработать документацию и бланки, фиксирующие ход и результаты исследования;

- подготовить критерии, которые позволили бы быстро и точно контролировать достоверность данных, полученных учащимися в ходе выполнения дабораторного занятия.

IX. К началу лабораторного занятия должно быть тщательно подготовлено рабочее место, включающее:

- индивидуальный инструментарий, вспомогательные материалы, приборы и оборудование, используемые в ходе лабораторного занятия;

- инструктивные методические пособия, документацию и бланки, фиксирующие результаты исследования;

- индивидуальные средства, обеспечивающие соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены;

- контрольные задания для проверки правильности выполнения лабораторной работы.

X. При выполнении лабораторной работы преподаватель или по его указанию лаборант:

- следят и оказывают квалифицированную помощь при настройке и эксплуатации оборудования;

- следят за соблюдением правил техники безопасности, санитарных и гигиенических правил;

- оказывают индивидуальную консультацию в ходе выполнения лабораторной работы.

XI. Виды учебных конференций:

- научные и научно-реферативные;

- внутрицикловые, посвященные разбору курсовых работ учащихся;

- учебно-методические.

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебном лабораторном занятии

1.Лабораторное занятие - один извидов систематических практических учебных занятий, на которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки по тому или иному разделу определнной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

2.Общие цели лабораторного занятия сводятся к приобретению навыка работы с аппаратурой, приборами, инструментами и материалами, навыка проведения эксперимента и различных методов исследования, умению разбираться в данных лабораторного последования, граммотно интепретировать их, сознательно пользоваться ими в практике.

3.Основными задачами лабораторных занятий являются:

а) углубление научной и идейно-теоретической подготовки учащегося;

б) дальнейшего приближение одержания обучения к требованиям научно-технического прогресса;

в) всемерное развитие инициативы и самостоятельности учащихся в процессе выполнения ими лабораторных работ.

4.Дидактические цели лабораторных занятий сводятся:

а) к углублению к закреплению теоретических знаний;

б) к отработке навыков и умений по теме или разделу лабораторной работы;

в) к экспериментальной проверке научно-теоретических положе-ний по рекомендации преподавателя или по инициативе учащегося;