Организация учебного процесса: Учебное пособие, страница 8

- организаторский - способность включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность;

- коммуникативный - способность устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств;

- гностический - способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

VIII. Уровни мастерства преподавателя.

- первый уровень - репродуктивный. Преподаватель умеет пересказать другому то, что знает сам, и так, как знает сам;

- второй уровень - адаптивный. Преподаватель умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело;

- третий уровень - локально-моделирующий. преподаватель умеет не только передать и трансформировать информацию, но и моделировать систему заний по отдельных вопросам;

- четвертый уровень - системно-моделирующий знания. Преподаватель умеет моделировать систему деятельность, формирующую систему знаний по своему предмету;

- пятый уровень - системно-моделирующий деятельсноть. Преподаватель умеет моделировать систему деятельсноти обучаемого, который, в свою очередь, формирует у учащихся черты нравственного гуманного поведения.

IX. Используя “традиционное обучение”, преподаватель может достигнуть хорошего результата , если он:

- помнит о том, что программа предназначена для учащихся, а не учащиеся для программы;

- излагает материал ясно, разумно и систематично, раскрывая при этом необходимые и определенные связи и зависимости;

- приспосабливает темп обучения к потребности большинства учащихся при условии индивидуальной работы с отстающими;

- использует рациональные формы устного и письменного контроля и умело корректирует обучение;

- заинтерисовывает учащихся в достижении ими максимального результата обучения, развивает вместе с тем них необходимо мотив обучения.

X. Правило преподавания.

1.Знания и любовь к делу - основа успешного преподавания;

2.Никогда не думай, что ты знаешь лучше, нежели твоя аудитория. Никогда гениальная интуиция не может заменить долгие годы усидчивой работы;

3.Всегда заметно, как ты подготовлен. Не фантазируй в доказательствах у доски. Систематической работой над выдающимися произведениями творцов науки совершенствую логику суждений;

4.Сначала нужно внутренне пережить основное содержание лекции - потом ее излагать. Поэтому не читай лекции “с чужого голоса”.

5.Творческая работа преподавателя очевидна. Если преподаватель хозяин своего раздела науки, он сможет интересно преподавать;

6.Углубляясь в детали своей научной дисциплины, никогда не забывай о связи ее с другими предметами. Рассматривай иногда свою науку издали. Широкие философские обобщения помогают расти твоим слушателям и тебе самому;

7.Бойся безразличия. если преподавание для тебя только обязанность, избери лучше другию профессию;

8.Изучай историю науки. Пример великих мастеров всегда поучителен;

9.Изучение нового - не только работа разума; изучающий должен еще хотеть знать. Действенно хотеть - это значить выявить энергию характера - волю. Но кроме хотеть - нужно еще и любить;

10.Нужны: диалектико-материалистические метод в философских обоснованиях, математическая строгость в изложении, кристальная ясность в рассмотрение примеров и аналогий, легкая улыбка, когда трудность преодлена;

11.На частных задачах помогай учащимя усваивать большие идеи, ибо примеры учат не меньше, чем правила;

12.Не делай в изложении легким то, что самом деле трудно. упрощение не всегда начало пути познания. Настойчивый труд необходим для овладения специальностью - он основа самостоятельного творчества. Приучай не только знать, но и уметь. Дилетант не будет творцом, ибо не знает, что делать с мыслями, когда они у него появляются;

13.Не важничай перед аудиторией: важность - это уловка тела, дабы  скрыть недостатки ума;

14.Если не “чувствуешь” аудитории - тебе не удастся владеть ею;

15.Не добивайся внимания на лекциях строгими дисциплинарными нотациями и взысканиями. Только красота человеческой мысли покоряет и делает внимательным каждого учащегося;

16.При оценке знаний никогда не руководствуйся личными симпатиями. Твои ошибки будут снижать достоинства науки;

17.Показывай учащимся, как наука  способствовала росту могущества Родины. Учи уважать творения предшествующих поколений и воспитывай дерзость мысли для новых открытий. Ни в природе, ни в технике нет сил, которые могли бы противоборствовать способности человечесокго ума искать и открывать новое.

XI. Требования к учащемуся.

1.Чтобы ни изучал учащийся, он должен учиться сам - никто не может сделать это за него.

2.Каждый учащийся должен учиться в своем собственном темпе. Для различных возрастных групп эта разница в темпе весьма существенна.

3.Учащийся учится большему, если каждый шаг его обучения сразу же получает подкрепление полученным результатам.

4.Полное, а не частичное усвоение материала на каждом этапе делает все изученное более осмысленным.

5.В том случае, когда ответственность за усвоение возлагается на самого учащегося, то стремление к обучению усиливается (мотивация), и он учит и запоминает больше материала.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

I. Основные тенденции в развитии обучения:

а) в ссответствии организационной структуры все более массовому характеру обучения в переходный период;

б)  системный подход - рассмотрение образования и обучения как управляемой системы, в основу которой полжены основные концепции кибернетики и теории информации;

в) новая технология обучения, включающая в себя широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая системой организации учебного процесса с комплексным использованием традиционных форм и методов обучения, учебно-методических материалов и технических средств в различных сочетаниях;

г) проблемное (ситуационное) обучение, при которм поиск решения тех или иных проблем происходит в определенной жизненной ситуации (реальной или смоделированной).