Прмерное соотношение:
а) сообщение информации - 40 % времени занятий на учебную дисциплину;
б) активная переработка информации - 40 %;
в) контроль усвоения - 5 %;
г) кооректировка усвоения - 15 % .
А. Методический раздел:
- методическая разработка, включающая цель занятия и порядок ее выполнения;
- справочные таблицы, схемы, пособия;
Б. Информационный раздел:
- учебник или руководство;
- конспект или текст лекции;
- магнитофонная запись лекции с набором слайд или других иллюстративных материалов;
- видеомагнитофонная запись;
- набор слайд, схем, рисунков, таблиц.
В. Технический раздел:
- необходимая аппаратура для выполнения конкретного задания или лабораторной работы;
- тренажеры в виде действующих моделей, приборов с программированным управлением;
Г. Контролирующий раздел (с целью контроля или самоконт-роля):
- программированное дополнение к непрограммированному учебнику;
- контрльные вопросы;
- текстовый самоконтроль;
- контрольные задания;
- технические средства контроля.
ТЕСТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
I. Тест в учебном процессе - это задание учащемуся, содержащее конкретные условия, требуемые действия и способов выполнения, а также эталон выполненного задания.
II. Тестовый контроль позволяет:
- проверить за короткое время большой объем знаний в большой группе учащихся;
- проводить количественную оценку результата контроля знаний отдельного учащегося или группы их;
- использовать технические устройства для проведения контроля и обработать его результаты;
- фиксировать результаты выполнения заданий, что позволяет иметь документ результата;
- оценить характер усвоения знаний учащихся в процессе обучения на разных его этапах;
- определить эффективность процесса обучения;
- снизить значение субъективности в оценке контроля;
- своевременно выявить трудности учащихся, связанные с процессом обучения, и способствовать их устранению.
III. Основные недостатки текстового контроля
- указательный характер выборочных тестов;
- возможность запомнить неправильный или неточный ответ;
- предельная формализация ответа;
- трудоемкость составления тестов;
- необходимость высокой квалификации составителей тестов.
IV. Требования к тестам:
- адекватность (валидность или обоснованость);
- определенность (общепонятность);
- простота;
- однозначность;
- надежность;
- практичность.
Адекватность теста - это мера пригодности и обоснованности для измерения того, что предполагается измерить, а также точное соответствие содеражния задания смыслу выявляемого признака.
Различают три вида адекватности:
- функциональная адекватность - полное соотвествие теста тому виду деятельности, для которой он создан;
- содержательная адекватноть - соответсвие полученного результата цели тестирования;
- прогностическая адекватность - свойство тестов предсказывать будущие успехи тестируемых по данному вопросу.
Определенность теста - полное понимание испытуемым того, что он должен выполнить, какие задания решить и в каком объеме.
Простота теста - необходимость четкой и прямолинейной формулировки задания на деятельность одного уровня.
Однозначность теста - отсутсвие противоречия в оценках качества его выполнения испытуемыми по сравнению с эталоном.
Надежность теста - обеспечение устойчивости последовательсных результатов тестирования одного и того же испытуемого.
Практичность теста - легкость и простота использования теста, минимально затрачиваемое время для составления, подсчета и интерпритации результатов.
V. Уровни контроля
Первый уровень - узнавание предъявленного объекта (предмета, схемы, изображения и т.д.).
Второй уровень - воспроизведение ранее изучаемой информации об учебных материалах по-памяти (без предъявления самого учебного материала).
Третий уровень - применение полученных знаний для решения типовых задач.
Четвертый уровень - решение любых, в том числе жизненных задач.
VI. Классификация тестов
А. Выборочные тесты - тест альтернативного выбора (тест на опоз- нание); - тест множественного выбора (тест на разли- чение); - тест перекрестного выбора (тест на группи- ровку или классифи- кацию |
Б. Конструируемые тесты - тест на постановку; - тест на формулировку ( на определение или на свободное конструирование ответа); - тест на сравнение; |
VII. Выборочный тест - содержит всю информацию, необходимую для его выполнения. При этом учащийся не формулирует и не конструирует свой ответ, а выбирает из предложенных вариантов тот ответ, который он считает правильным.
Достоинствами выборочных тетов является:
- простота определения правильности ответов;
- малые затраты времени на проведение контроля;
- применимость для контроля сразу в больших группах уча-щихся;
- пригодность для оценки любого уровня контроля;
- объективность результата контроля;
- возможность одинаковой оценки одного и того же ответа разными экзаменаторами;
- наличие документа о результатах контроля;
- возможность использовать для контроля технических средств.
К недостаткам выборочных тестов относятся:
- возможность подсказки при оформлении ответа;
- возможность угадывания правильного ответа;
- невозможность оценить практические умения.
VIII. Тест альтернативного выбора содержит два, взаимно исключающих по содержанию варианта ответов (типа - Да - Нет).
Достоинства.
- простота составления;
- возможность любого вопроса превратить в альтернативный тест;
- прямая оценка правильности выполнения теста;
- простота использования технических средств.
Недостатки:
- большая вероятность угадывания правильного ответа (50%);
- необходимость составления большого числа тестов, чтобы снизить значение угадывания правильного ответа.
- возможность подсказки при формировании теста.
IX. Тест множественного выбора содержит несколько вариантов ответов среди которых одни являются правильными, другие - неверными.
Достоинства:
- простота в составлении;
- возможность использования технических средств;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.