11. В качестве форм организации учебного процесса при “модульном методе” могут применяться лекции, семинары, консультация, работа в “малых группах”,дискуссии большими группами, самостоятельные занятия, использование аудио-визуальных средств и др.
12. Работа с литературой включает основные руководства по выполнению рекомендуемых действий. Этот перечень должен быть кратким и может содержать краткие аннотации каждого из источников с указанием, что в них наиболее важно для реализации целей.
13. Минимальный уровень достижения целей определяется преподавателем. В зависимости от сложности действий учащегося он может составлять 100%, 90%, 80% или даже 70% выполнения того или иного задания.
14. Оценка достижения целей модуля может включать письменные и устные экзамены (с использованием контрольных вопросов, либо наборов тестов), выполнение интеллектуальных и мануальных практических действий (решение реальных задач).
Оценке подлежит каждая из поставленных целей. Контрольные вопросы, тестовые программы, листы наблюдений и формы проведения практического экзамена доводятся до сведения учащегося в начале обучения.
15 Структурно возможны 2 типа модулей.
При первом типе все содержание модуля представлено в виде последовательного изложения преподавателем учебного материала. Этот тип используется в тех случаях, когда нет достаточного количества источников литературы, которыми можжет воспользоваться учащийся.
При этом типе модуля роль преподавателя сводится к обращению учащегося к наиболее важным, с его точки зрения, источникам информации.
Основным недостатком этого типа модулей является зависимость качества содержания от способности преподавателя суммировать материал, логично и понятно его представить. Кроме того, этот тип модуля не позволяет учащимся использовать свои индивидуальные способности.
При втором типе - модуль не содержит необходимой информации для усвоения, а содержит лишь рекомендации, где учащийся может получить их (чтение книг, научных статей и др.).
Достоинством построения этого типа модуля является большая самостоятельность, позволяющая учащемуся делать на основании изучения литературы самостоятельные выводы.
16. К преимуществам модульного обучения относятся:
- индивидуальный темп обучения, обеспечивающий наиболее эффективное использование времени и способности учащихся;
- ответственность за обучение возлагается на самого учащегося, который точно знает, чего он должен достичь, что усвоить и освоить;
- программа концентрируется на учащегося, а не на преподавателя;
- процессе обучения активно испольуются ранее усвоенные знания и умения;
- наравне с учебником используются для обучения другие учебно-методические материалы, что расширяет возможности учащихся;
- оценивается достигнутая компетентность, а не затрачиваемое на это время.
В то же время:
- учащиеся должны обладать самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
- учащиеся сами несут основную ответственность за результат обучения;
- требуются большие затраты труда и времени на самостоятельную работу.
17. Модульное обучение позволяет преподавателям:
- концентрировать внимание на индивидуализации программ обучения;
- усилить связь между ними и учащимися, стимулируя их мышление, содействуя тому, чтобы они задавали больше вопросов, активизируя нужные реакции и оказывая всевозможную помощь в процессе обучения;
- легче формулировать стоящие перед обучением проблемы, идентитифицируя их с проблемами практики;
- наилучшим образом использовать свои возможности и, в первую очередь, как источника необходимой учебной информации;
- объективнее оценивать результат обучения, так как он основан на модульных целях и концепции овладения.
В то же время:
- разработка модуля требует гораздо больших усилий и затрат времени преподавателя, чем подготовка лекция;
- преподаателям требуется менять структуру и стиль своей работы, что для опытного преподавателя вызывает определенные трудности;
- необходимы организационные меры связанные с обеспечением учебных мероприятий и, в первую очередь, методическое обеспечение учебного процесса.
18. Составление модуля следует начинать с наиболее разбатанного в учебном процессе раздела или темы, хорошо известного преподавателю, по которому разработана педагогическая технология и четко определены цели обучения.
Разработав структуру модуля, следует определить оптимальное время для его реализации (в сетке и вне сетки учебного материала). При этом следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, мотивы их обучения и потребность в реализации поставленных целей.
19. Первично составленный модуль подлежит рецензированию, апробации в реальных условиях, внесению необходимых корректив и, в последующем, периодическому просмотру и переработке с учетом новейших достижений науки и практики и новым требованиям и подготовке специалистов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РОЛЬ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
I. Самостоятельная работа, включаемая в професс обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время (в сетке или вне сетки учебного расписания):
II. Достоинства самостоятельной работы:
- активность;
- самостоятельность (без посторонеей прямой помощи);
- индивидуальность темпа изучения и переработки учебного материала.
III. Уровни самостоятельной деятельности учащегося:
Первый уровень - деятельность учащегося направлена лишь на просулшивание, запоминание и воспроизведение преподносимое преподавателем информации;
Второй уровень - деятельность учащегося направлена на осмысление и анализ преподносимой или получаемой информации;
Третий уровень - деятельность учащегося направлена на овладение образцами решения примеров и задач, на овладение основными умениями с целью самостоятельного изучения различных областей денной науки;
Четвертый уровень - учащийся сталкивается с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений на основе того круга знаний и путем поиска, который определен целями обучения и реализуется преподавателем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.