- отсутствие тесной связи между обучением и достижениями научно-технического прогресса, эмпирический характер теории традиционного обучения.
VIII. Особенности организации учебного процесса в последипломном периоде обучения
- высокий уровень мотивации, связанный с активностью учащихся и их потребностью в приобретении новых знаний, умений и навыков;
- наличие конкретной цели обучения у каждого учащегося, различие целей у отдельных учащихся, зависимость целей от должностей и специальностей, неполное соответствие целей учащихся и целей программы;
- значительный диапазон возрастных колебаний у учащихся с психолого-педагогическими особенностями их памяти, восприятия и внутренней переработки сообщаемой информации;
- существенное различие в уровне теоретической и профессиональной подготовки учащихся на различных циклах и конкретном цикле;
- содержание обучения должно прежде всего отражать требования и нужды общества к специалисту, максимально приближая содержание обучения профессиональной деятельности;
- сравнительно короткие сроки продолжительности обучения ограничивают программу главными узловыми вопросами; при этом более глубоко освещаются основные идеи и научные понятия, все то, что нового появилось в науке и практике;
- широкая номенклатура должностей и специальностей, влияющая на тематику циклов, их цели, методы и формы их проведения;
- учебный план, в основном, содержит профессиональную подготовку, изучение общеобразовательных предметов, как правило, не предусматривается, так как предполагается наличие у учащихся предварительной теоретической подготовки;
- в проведении учебного процесса преобладают активные формы и методы обучения (семинары, дискуссии, деловые игры, проблемное обучения и др.);
- жизненный опыт взрослых дает им возможность усваивать содержание научных понятий с использованием меньшего числа примеров и в более короткие сроки;
- период обучения не имеет деления на локальные учебные периоды (семестры), а учебные занятия, как правило, проводятся без периодической смены учебных предметов; возможны также различные формы заочного обучения;
- уровень первоначальной подготовки оказывает существенное влияние на эффективность обучения, он может погасить интерес к предмету, если обучение не ставит своей задачей по-новому взглянуть, с новых позиций, на уже известные, знакомые понятий или опыт преподавателя не позволяет это сделать;
- при проведении учебного процесса возможна также “психологическая инерция” учащегося, не принимающего и не усваивающего всего того, что находится в противоречии с его взглядами и опытом;
- более свойственное взрослому человеку конкретное мышление требует в учебном процессе в качестве иллюстраций конкретных фактов и примеров, взятых из жизни, из профессиональной деятельности учащихся;
- взрослый человек труднее усваивает бессодержательный материал, не имеющий для него полезной информации;
- в учебном процессе возможны сложные взаимоотношения между молодым, недостаточно опытным преподавателем и слушателем обладающим большим жизненным опытом; в организации и проведении учебного процесса важное место занимает взаимодействие между учащимися, обеспечивающее и самоконтроль результатов обучения;
- учебный процесс стимулирует активность в поиске новых знаний и новых умений уже после окончания обучения (генерация обучения);
- все большее значение коллективности в профессиональной деятельсноти ставит перед учебным процессом разработку оптимальных условий формирования навыков этих коллективных действий;
- отсутствие учебников и использование в учебном процессе большого объема разнородной научной литературы требует более четких формулировок основных положений науки и рпактики.
IX. Тенденции в развитии современной практики последипломного обучения.
- осознание последипломного обучения как органической части системы непрерывного обучения;
- индустриализация процесса обучения: внедрение в учебный2 процесс технических средств, использование ЭВМ, совершенствование лабораторного оборудования;
- переход от преимущественно информативных к активным формам и методам с включением элементов проблемности, исследовательского пояса и широкого использования резервов самостоятельной работы;
- переход от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированных способов организации и управления учебным процессом к развивающим, активизирующим, интенсивным, проблемным, игровым, стимулирующим познавательную самостоятельность учащихся;
- рассмотрение обучения как процесса межличностоного взаимодействия и общенияв системах “преподаватель - курсант”, “курсант - курсант” и др., направленного на достижение цели, поставленных перед обучение;
- перенос акцента с обучающей деятельсноти преподавателя на познающую деятельность учащегося;
- использование в учебном процессе системы межпредметных связей, структурно-логических схем, ориентированных и сквозных программ специальностей, имитационных моделирования процеессов профессиональной деятельсноти и принципов управления этой системой;
- профессионализация обучения, тесная связь с его практической деятельснотью специалистов, ориентация учебного процесса на их квалификационные характеристики;
- подготовка специалиста, способного к ативному освоению и утверждения на практике всего нового, передового в науке, технике и культуре;
- усиление интереса к методологическим и теоретическим основам развития личности в профессиональном обучение, сближение понятийных аппаратов педагогики и психологии обучения.
РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
I. Внешние и внутринние связи учебного процесса.
А. Внешние связи:
- общественные процессы и условия (производственные, экономические, политические и др.);
- объем и характер информации (научной, культурной, общественно-практической и др.);
- педагогический процесс как единство процессов обучения, образования, воспитания и развития;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.