- условия для обучения (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические, временные);
- реальные учебные возможности обучаемых (возрастные и индивидуальные).
Б. Внутренние связи:
- процессы преподавания и учения;
- цель и задачи обучения (преподавания и учения);
- содержание обучения;
- методы обучения;
- формы организации обучения;
- средства обучения;
- результат обучения.
II. Хорошо обучать коллег только тот педагог, который обладает широким кругозором, в совершенстве владеет
методологией, хорошо знает современное состояние преподаваемой науки и смежных с нею дисциплины, глубоко разбирается в вопросах педагогики и психологии, активно пополняет свои знания и умения, совершенствует профессиональное мастерство.
Именно преподавателю, призванному сочетать талант ученого с исскуством педагога, а глубокую научную культуру с высоким сознанием своего общественного долга, доверено одно из наиболее сложных и ответственных дел - обучение и воспитание высококвалифициорованных специалистов, приобщение их к достижениям человеческой культуры...
Занимаясь подготовкой кадров завтрашнего дня, преподаватель сам должен всегда находиться на передовых позициях, смело заглядывая вперед, как исследователь, как воспитатель и организатор процесса обучения - целенаправлено формируя знания и качества, необходимые специалисту в его трудовой жизни.
Социальное значение, широта и содержательность преподавательской деятельности выдвигают научно-педагогических работников на одно из самых почетных мест в нашем обществе, но она же предъяляют и осбые требования к личности педагога, к его интеллектуальному кругозору и нравственному облику.
III. Главные функции преподавателя:
- учебная - обучающая, организующая, планирующая, управляющая, контролирующая, воспитывающая;
- методическая;
- научная;
- организационная.
IV. Роль и функции преподавателя в учебном процессе.
Преподаватель:
- формируется цели, задачи и содержание обучения;
- планируется учебный процесс с пониманием целей и задач обучения и обеспечивает выполнение этого плана и программы;
- сообщает необходимую информацию и способствует переходу этой информации в знания;
- демонстрирует необходимые практические умения и навыки и способствует их усвоению;
- организует учебный процесс с активными участием в нем всех обучающихся;
- подбирает учебные учебые материалы, аппараты, приборы,
и др., способствующие приобретению необходимого уровня знаний, умений и навыков;
- подготовливает методические материалы, способствующие более глубокому усвоению знаний, умений и навыков;
- оказывает необходимую учебно-методическую помощь обучаемому в процессе учебных занятий;
- разрабатывает наиболее эффективные пути и методы передачи и усвтения знаний, умений и навыков;
- разрабатывает наиболее эффективные методы, формы и средства обучения, способствующие реализации целей обучения;
- контролируюет степень и глубиныы усвоения знаний, умений и навыков, сопоставляет эти данные с целями и задачами обученияы и вносит необходимые коррективы в учебный процесс;
- воспитывает интерес, развивает культуру и кругозор учащегося, его взгляды и мировоззрения.
V. Структура учебной работы преподавателя.
А. Исполнительные операции:
- чтение лекций;
- проведение практических и лабораторных занятий, семинаров, дискуссий и др.;
- конференции;
- проверка контрольных работ;
- прием зачетов и экзаменов.
Б. Подготовительные операции:
1. Непостредственно подготовительные, применительно к данному учебному занятию:
- подготовка к лекции (чтение тематической литературы, составление планов, конспекты, тренировка и т.д.);
- подготовка демонстраций;
- подготовка к практическому занятию и семинару (обдумываение схемы и составление плана занятия, вопросов и др.);
- разработка контрольных заданий и вопросов;
2. Отдалаенные, общие, определяющие эрудицию и квалификацию преподавателя;
- научно-исследовательская и лабораторная работа;
- чтение научной литературы по специальности;
- посещение лекций, практических занятий и консулльтаций, проводимых другими преподавателями;
- присутствие на зачетах и экзаменах;
- участие в заседаниях научного общества;
- стажировка в профильных научных и учебных заведениях.
VI. Требования к преподавателю высшей школы:
- умение планировать учебный процесс, учитывая при этом потенциальные возможности каждой медицинской специальности и перспективы ее развития, интересы смежных специальностей, межпредметные связи и пр.;
- способность разработать как специфические цели преподавания для конкретной группы обучающихся, так и стандарты профессиональной подготовки;
- умение отбирать из огромного объема информации материалы, наиболее отвечающие целям обучения и обеспечивающие необходимый уровень знаний, умений и навыков;
- знание и понимание основных теоретических разделов педагогики, таких, как методики усвоения, методы преподавания и связи, методологическая оценка преподавания, психология обучения, взаимоотношения учащихся в коллективах и др.; использование этих знаний в процессе преподавания;
- умение дифференцированно подходить к методам и средствам обучения, использовать в учебном процессе не только традиционные формы (лекции, практические занятия, семинары и др.), но и экспериментально-поисковые системы (проблемное и интегрированное обучение, программированное обучение и др.);
- умение при групповом обучении дифференцированно подойти к учащемуся;
- умение дать оптимальную оценку своему преподаванию;
- отличное знание совего предмета, увлеченность предметом, владение широким диапозоном умений и навыков, определяющих его квалификацию;
- достаточно научная компетенция как по основному предмету преподавания, так и в области педагогики, в области разработки новых форм и методов преподавания.
VII. Компоненты педагогических способностей:
- конструированный - способность проектировать личность учащегося, отбрирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным способностям учащихся;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.