Обращение с вопросом к партнеру оказывается фактором вовлечения последнего в совместную деятельность по достижению цели - поиска ответа относительно содержания неизвестного в проблемной ситуации.
Оформленный в живом диалоге и обращенный к конкретному пратнеру вопрос одновременно выполяет все перечисленные функции, стимулирует речь, обращение и мышление.
Ниже приведены основные виды деятельности при диалоговом общении учащихся:
В р о л и “учителя”: слушание; сопоставление с текстом на экране; оценка; побуждение к сравнению, анализу; задание на сопоставление; подсказка; создание проблемной ситуации; актуализация знаний; информационный вопрос; проблемный вопрос; нахождение ошибки; усугубление ошибки; наводящий вопрос; нахождение ошибки; наводящий вопрос; обращение к личности; создание заинтересованности; сосредоточение внимания; формулирование проблемы; обострение противоречий; риторический вопрос; побуждение к выводу; перенос на практику; задание на доказательство; побуждение к обобщению; уточнение подробностей; выяснение значимости; закрепление усвоенного; задание алгоритма; контрольный вопрос; корректировка; исправление неточностей; оценка творчества; изучение конспекта.
В р о л и “ученика”: пересказ с опорой на конспект и без опоры на него; нахождение смысла; обобщение; анализ; структурирование; переструктурирование; выделение главного; связей; определение новизны; сопоставление; формулирование выводов; уточнение неясностей; перенос в новую область знаний; объяснение; доказательство; резюмирование; критика; исследование; символическое отображение; классификация; выдвижение гипотезы; защита гипотезы; поиск аналога; использование наглядности; демонстрация; планирование исследования; определение критериев; моделирование; развитие мысли; догадка; рационализация; исполнение роли; выдача идеи.
Другой формой учебной деятельности являются обучающие игры по решению задач или выполнению упражнений. Учащиеся просматривают страницы текста в соответствии с предложенными номерами и по ним составляют вопросы типа экзаменационных. учащимся дается инструкция сформулировать различные упражнения на смекалку, составить практические задачи и другие задания, выполнение которых поможет им закрепить знания по изучаемой дисциплине. Задание учащиеся могут придумать сами или воспользоваться готовыми вопросами из задачников, вопросников по самооценке, своих конспектов, экзаменационных билетов и т.д. Вопросы рекомендуется построить в виде блок-схемы (фазограммы) с частично или полностью пустыми блоками. Учащиеся в письменном виде формулируют вопрос, как правило, один. Затем они обмениваются листочками с напарниками и пишут ответы на свое задание. На листочках все учащиеся ставят свою фамилию. Таким образом, преподаватель имеет возможность проверить, кто составил данное задание и кто подготовил вариант ответа. Учащимся предлагается писать аккуратно с условием, что любой учащийся может понять записанный вопрос и предлагаемый вариант ответа. В течение сеанса обучения сначала учащиеся № 1 (“ученики”) отвечают на предложенные им в письменном виде вопросы. Ответы должны быть устными, но при этом учащиеся могут пользоваться тетрадями, рисовать на бумаге схемы, решать различные задачи, пользоваться учебными справочными материалами и т.д. Пока игроки № 1 отвечают, игроки № 2 смотрят в листки с вариантами ответов и направляют вопросами работу “учеников”. На каждый ответ дается 1 мин. По удару гонга, записанному на фонограмме, учителя оценивают ответ своих учеников нажатием на кнопку - одно нажатие ответ хороший, два нажатия ответ отличный. Незаконченный ответ не оценивается. У каждой пары учащихся одна кнопка на двоих, нажимает ее только учащийся, выполняющий роль учителя. После того как один учащийся ответил своему напарнику - “учителю”, их роли меняются, другие игроки отвечают своим экзаменаторам на поставленные вопросы, пользуясь направляющими репликами своих напарников. После гонга, записанного на фонограмме, все задания, т.е. листочки передаются на соседний по кругу стол. таким образом, в течение одного сеанса каждый учащийся просмотрит задачи, составленные всеми учениками, и ответит на все вопросы, предлагаемые коллективом учащихся.
Роль преподавателя в данном сеансе сводится к контролю за выполнением заданий, корректировке знаний учащихся, уточнению инструкции о деятельности учащихся.
В соответствии с принципами подготовки, планирования и анализа современного урока учебная работа в парах строится по принципу оптимальной организации и обеспечения этого вида учебной деятельности. При этом одновременно обеспечивается и усвоение учебной информации, и усвоение способов и различных видов учебной деятельности. Таким образом, работая в парах учащиеся приобретают опыт подготовки, организации и проведения различных видов занятий. При этом активизируется самостоятельная учебная деятельность в различных режимах - преподавания и учения. Учащиеся имеют возможность выбрать наиболее оптимальный с их точки зрения метод преподавания и учения, всесторонне активизируют свою учебную деятельность. Работающие в каждой паре “учителя” при просмотре текста на экране должны провести следующие виды анализа учебного материала:
п о н я т и й н ы й - вычленить основные понятия факты, необходимые для правильного определения целей и задач, выбора методы обучения;
л о г и ч е с к и й - определить противоречивые стороны информации. Нужно предусмотреть учебные ситуации, в которых могут возникнуть догадки, интуитивные находки при выдвижении гипотезы и решении проблемы;
п с и х о л о г и ч е с к и й - определить проблемность учебного материала, психологическую готовность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Необходимо определить приемы и способы создания проблемных ситуаций, типы проблемных ситуаций, средства усиления новизны материала, возбуждения интереса к теме;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.