г) к ознакомлению с новым оборудованием и приборами;
д) к развитию инициативы и самостоятельности в работе;
е) к изучению на практике новых методов научных исследований; обучению приемам исследовательской работы в условиях лаборатории, оснащенной новейшей техникой и технологией производства.
5.В соответсвии с целями и дидактическими задачами различаются:
а) демонстрационные занятия, в ходе которых преподаватель демонстрирует ход исследования или эксперимента, порядок работы и работу с новой аппаратурой и оборудованием, а учащийся наблюдает за этим, усваивает показанное;
б) самостоятельные занятия, в ходе которых учащийся по методическим пособиям и рекомендациям проводит все отдельные звенья исследования или эксперимента, овладевая навыками этой работы.
6.Самостоятельные лабораторные занятия могут быть:
- работами по образцу, цель которых - решение типовых лабораторных задач в строгом соответствии о содержанием методических указаний;
- реконструктивными работами, при которых методические указания даны лишь в схематическом виде, а для выполнения лабораторной работы требуется элемент творчества;
- вариантными работами, в ходе которых изыскиваются новые варианты выполнения работы, не предусмотренные методическими рекомендациями;
- творческими работами, цель которых - поиск решения на основе собственных суждений, оценок и всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи, постановка новых проблем, выдвижение гипотез и разработка плана их решения.
7.Лабораторные занятия по тематике должны следовать за разделами теоретического курса. Объем лабораторных занятий в часах и по тематике определяется учебным планом и программой данного цикла.
8.В подготовке к лабораторным занятиям преподавателю следует:
а) четко определить цели и задачи лабораторного занятия, напралвенность и организацию работы, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета цикла;
б) обеспечить лабораторное занятие инструментарием, вспомогательными материалами, приборами, аппаратурой и оборудованием, отвечающим новейшим научно-техническим и учебным требованиям;
в) перед началом цикла занятий предусмотреть проверку новых, включаемых в программу; перед каждым лабораторным занятием провести проверочное исследование и убедиться в надежностиметодики и пригодности оборудования;
г) составить методические указания или учебное пособие, включающее:
- научно-теоретическое обоснование, цели и задачи лаборатор-ного занятия;
- описание порядка работы с аппаратурой, оборудованием и приборами;
- описание хода исследования или эксперимента;
д) разработать документацию и бланки, фиксирующие ход и результаты исслдеования;
е) подготовить критерии, которые позволили бы быстро и точно контролировать достоверность данных, полученных учащихся в ходе выполнения лабораторного занятия.
9.Для обеспечения эффективности учебного процесса и максимальной экономии учебного времени к началу лабораторного занятия должно быть тщательно подготовлено рабочее место, включающее:
а) индивидуальный инструментарий, вспомогательные материалы, приборы и оборудование, используемые в ходе лабораторного занятия;
б) материал, подлежащий лабораторному исследованию;
в) инструктивные методические пособия, документацию и бланки, фиксирующие ход и результаты исследования;
г) индивидуальные средства, обеспечивающие соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены;
д) контрольные задания для проверки правильности выполнения лабораторной работы.
10.Предварительная подготовка учащегося к лабораторному занятию проводится на лекциях, в процессе самостоятельной работы над рекомендуемой литературой, в форме вводных объяснений преподавателя, а при необходимости - путем демонстрации хода исследования или эксперимента перед началом цикла самостоятельных лабораторных занятий.
11.Демонстрация аппаратуры, приборов и оборудования, а также отдельные звенья лабораторной работы могут выполняться преподавателем или преподавателем и лаборантом.
12.В процессе выполнения лабораторной работы преподаватель или по его указанию лаборант:
а) следят и оказывают квалифицированную помощь при настройке и эксплуатации оборудования;
б) следят за соблюдением правил техники безопасности, санитарных и гигиенических правил;
в) оказывают индивидаульную консультацию в ходе выполнения лаборатоной работы.
13.Контроль за работой учащихся осуществляется в следующих формах:
- предварительный контрол готовности в выполению лабора-торной работы;
- контроль преподавателем по ходу выполнения работы или эксперимента;
- итоговый контроль в виде специальных контрольных заданий, отражающих правильность выполнения лабораторной работы.
14.Лабораторное занятие оканчивается заключением, в котором подводятся итоги и анализируются полученные данные.
15.Лабораторные занятия демонстрационного характера, где роль учащихся сведена к наблюдению за ходом исследований и фиксации полученных данных, целесообразно проводить со всем составом цикла.
В случаях демонстрации раздела материала лабораторные занятия необходимо проводить с небольшим количеством слушателей.
16.Учебная нагрузка преподавтеля, проводящего лабораторное занятие, рассчитывается, исходя из фактичской затраты времени на это занятие.
17.Проведение лабораторного занятия обязательно отражается в соответствующей графе учебного плана.
18.Лабораторное занятие целесообразно проводить на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
I. В традиционном обучении решение задач занимает подсобное место: оно используется для закрепления знаний, предшествуя контролю знаний.
В усовершенствовании учебного процесса важнейшей целью является подготовить специалиста к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь. (Под решением задачи понимается принятие решения о целесообразных действия в заданной ситуации).
Соответственно этой цели решение задач должно занять центральное место в процессе обучения специалиста и при контроле результатов обучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.