ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
I. Под целью обучения понимается приобретение к концу обучения необходимых знаний, умений и навыков, определенных программой обучения для выполнения всех функций, предусмотренных квалификационными требованиями к данному специалисту.
II. Цель обучения - должна быть последовательной и логичной, не содержащей противоречий, четкой и не двусмысленной, четко реализуемой, легко наблюдаемой и отражающей потребность практики.
Только четкая цель всего процесса обучения, выраженная в виде модели специалиста (квалификационной характеристики, профессионально-должностых требований), может дать достаточно полную возможность отбора как номенклатуры учебных дисциплин или разделов дисциплин (учебный план), так и построение из них учебных предметов, курсов, разделов курсов и отдельных тем.
III. В содержании целей обучения должны быть отражены:
- объем умений и навыков с указанием вида (уровня) психической деятельности (память, мышление, анализ, синтез и др.);
- система (уровень) сформированности необходимых свойств знаний и умений (обобщенность, прочность, автоматизация и др.);
- система сдвигов в имеющихся знаниях и умениях, а также интеллектуальном развитии личности.
IV. Изменение целой приводит к:
- изменению содержания образования и обучения (изменение учебников, учебных планов и программ);
- изменению методов и организационных форм обучения (индивидуальная, групповая и коллективная формы обучения, очное или заочное, самообучение и др.);
- установлению новых взаимоотношений между преподавателями и учащимися.
VI. Классификация целей
а) по отношению к изучаемому предмету - общие (глобальные), промежуточные и конкретные (специфические);
б) по характеру - профессиональные, педагогические и воспитательные;
в) по уровню достижения результата (таксономия целей обучения) - познавательные, психомоторные и поведенческие (аффективные);
VII. Общие (глобальные) цели формируют объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся к концу обучения для выполнения всех профессиональных задач, стоящих перед ним (уровень профессиональной компетентности); общие цели разрабытываются органами образования с учетом задач, стоящих перед ними
- частные (промежуточные) цели - содержат перечисление курсов или разделом, входящих в структуру конкретного цикла и уровень знаний, умений и навыко, которыми должен обладать учащийся в конце определенного периода обучения; разрабатываются кафедрами, осуществляющими учебный процесс
- конкретные (специфические) цели - перечень отдельных работ, заданий, навыков и др., обязательных для усвоения в процессе занятий. Разрабатывается кафедрами, осуществляющими учебный процесс
VIII. Этапы построения “дерева” целей
а) формирование проблемы;
б) образование группы экспертов;
в) классификация целей;
г) выбор вариантов (сценария) декомпозиция цели;
д) декомпозиция цели;
е) проверка целей на осуществимость и независимость;
ж) взвешивание целей;
з) практическое использование - “стыковка” деревьев.
IX. Последовательность “целевой” организации обучения:
а) описание обязанностей (модель специалиста, квалификационно-должностные требования) - что должен знать и уметь;
б) разработка программы достижения цели - чему должен научиться, что и как должен освоить;
в) организация учебной деятельности - разработка методов и форм организации обучения;
г) оценка результата обучения.
X. Таксономия целей обучения
а) познавательные цели:
1) знание (заучивание
- знание специфических, конкретных фактов, отдельных данных;
- знание обращения с отдельными фактами (данными);
- знание общих сведений, симвлов и абстракций в данной области;
2) понимание:
- перевод, интерпритация (разъяснение), экстрополяция;
3) применение;
4) анализ:
- анализ элементов, отношений, принципов внутренней организации;
5) синтез:
- разработка самостоятельной сообщения;
- составление плана и предполагаемой последовательности операций;
- вывод (дедукция);
б) психомоторые цели:
1) подражание, имтация;
2) манипуляция, практические упражнение, работа по образцу;
3) уточнение;
4) координация;
5) автоматизация;
в) поведенческие цели:
1) сосредоточение внимания (восприятие, осознавание, готовность принимать направленное, избирательное внимание);
2) реакция (несопротивление реагированию, удовлетворение от возможности реагировать);
3) оценка ценностей (принятие ценности, оказание предпочтения ценности, убежденность в ценности);
4) организация (интеграция ценностей, упорядочение ценностей, систематизация ценностей);
5) характеристика ценностей через ценность или систему ценностей (обобщенная установка, характеристика личности, жизненная устремленность).
XI. Критерии оценки подготовки специалиста.
А. Теоретические знания
- знание основных терминов, фактов, теорий, принципов, законов, методов и процедур;
- понимание всех этих терминов, фактов, законов и принципов;
- понимание и истолковывание имеющихся или полученных данных;
- умение решать вопросы, в том числе и организационные, входящие в компетенцию специалиста;
- умение обсудить и оценить ситуацию в целом;
- умение анализа и синтеза всех полученных данных.
Б. Профессиональная (эмоциональная) деятельность - отношения, привычки. оценка
- готовность взять на себя ответственность за принятое решение;
- проявление внимания и заботливое отношение к коллегам;
- трезвая оценка своих возможностей и ограничений как специалиста;
- способность войти в контакт с коллегами;
- умение постоянно соблюдать необходимые предосторожности в действиях;
- проявление любознательности в профессиональной деятельности;
- готовность использовать свои профессиональные знания и умения для пользы коллектива и всего общества в целом;
- потребность в систематическом обновлении знаний.
ЛЕКЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
I. Учебная лекция - одна из основных форм организации систематических учебных занятий в институтах, на которых учащиеся получают необходимую информацию по тому или иному разделу определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.