II. Задачи учебной лекции
- логически стройное и последовательное изложение того или иного вопроса;
- введение в науку, знакомство с основными теоретическими положениями науки, формирование основных направлений развития науки, установление связей с другими научными областями;
- установление сдержания учебного предмета, связь лекция с другими учебными занятиями и самостоятельной работой;
- развитие потребности обращения к литературе и углубленному изучению предмета; необходимость появления собственной информации;
- связь теории с практикой, анализ перспектив науки в сочетании с практикой;
- организация творческой мысли обучаемого, выявление его отношения к науке и к данной специальности.
III. Достоинства учебной лекции
- последовательность изложения учебного материала;
- связь теории с практикой, лекции с практическими и лабораторными занятиями;
- “неограниченность” аудитории;
- организационная и воспитательная сторона лекции;
- возможность изложить большую и обобщающую информацию в сравнительно короткие сроки (обзорные, проблемные и комплексные лекции);
- изложении новейших достижений науки и практики;
- личный контакт профессора со слушателем, изложении личной точки зрения по научным фактам;
- возмодность ведения конспекта с последующим повторением содержания лекции;
- возможность использования демонстрационного и иллюстративного материала;
IV. Недостатки учебной лекции
- пассивная форма передачи информации и приобретение знаний, невозможность управления познавательной деятельности учащихся;
- резкое преобладание фактора сообщения над фактором усвоения, низкая эффективность усвоения учебного материала (около 10-25%);
- нерациональное использование труда преподавателя, необходимость затраты большого труда на подготовку лекции;
- отсутствие “обратной” связи о реакции учащихся, невозможности контроля степени усвоения учебного материала;
- нерациональное использование учебного времени, дублирование учебника;
- ориентировка на “среднего” учащегося;
- быстрая утомляемость слушателя;
- необходимость “ораторского” таланта и педагогического опыта.
V. Внешние факторы, оказывающие положительное влияние на лекцию:
- нормальный, не утомляющий зрение и нервную систему свет;
- отсутствие посторонних шумов;
- чистый и здоровый воздух в аудитории;
- удобное рабочее место;
- хорошая акустика;
- усилители голосовых данных лектора;
- эстетическое и художественное оформление аудитории.
VI. Требования к лектору:
- отличное знание предмета и убежденность в необходимости этого предмета;
- искреннее желание быть хрошим лектором;
- умение излагать свои мысли логически;
- необходимость уделять внимание образцам лекций;
- упорный труд в подготовке каждой лекции;
- практика и тренировка, тренировка и практика.
VII. В подготовке к лекции необходимо:
- четко определить цели и задачи лекции, дать название в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета или курса;
- определить, что нового и оригинального должно быть внесено и изложено в лекции;
- составить план лекции, а затем конспект с указанием перечня литературы и необходимых цифровых данных;
- подготовить необходимые иллюстративные материалы;
- просмотреть рекомендуемую литературу.
VIII. Требования к лекции
а) по содержанию:
- глубокое научное содержание, актуальность темы, несокрушимая логика и неопровержимая научная доказательность;
- ясность темы, цели и задачи лекции, принципиальный подход к ее построению и отбору учебного материалы;
- постоянное и систематическое обновление учебного материала, пополнение его новейшими достижениями науки и практики;
б) по изложению:
- простота, ясность и последовательность изложения, точность и конкретность формулировок, изложение, а не чтение с конспекта;
- ораторское мастерство (темп, интонация, четкость изложения, косноязычие и др.);
- необходимость привлечь внимание слушателя, захватить его и удерживать до конца лекции;
- доступность изложения с учетом состава аудитории;
- использование вспомогательных средств и иллюстративного материала (все виды иллюстраций, кино, телевидение, магнитофон, опыт и др.);
- построение лекции с учетом фактора утомления слушателей;
в) по эффективности:
- необходимость глубокого понимания и максимального усвоения материала слушателями;
- изложение материала с расчетом на “среднего” слушателя, создание проблемных ситуаций и др.;
- использование всех видов обратной связи, включая пантомическую, с целью коррекции тематики и содержания;
- предвартельная информация о тематике и плане лекции, а также основной литературе по теме;
- соответствие всех элементов лекционного процесса условиям ее чтения (аудитория, внутренний комфорт и пр.);
- построение лекции с учетом фактора утомления;
- создание условий для конспектирования лекции, снабжение слушателей наиболее важными таблицами и схемами.
IX. Лекционные формы занятий
1) лекция-беседа:
а) вопросы к аудитории (озадачивание);
б) приглашение к коллективному решению (беглая “мозговая атака”);
в) “короткие” дискуссии;
2) лекция с применением обратной связи;
3) проблемная лекция;
4) комплексная лекция.
X. Уровни проблемной лекции
Первый уровень - проблемное изложение преподавателем, сопровождающееся воспроизводящей деятельностью учащихся;
Второй уровень - проблемное изложение преподавателем с последующей самостоятельной работой учащихся по образцу, показанному преподавателем;
Третий уровень - комбинированная лекция, включающая в себя проблемное изложение материала и реконструктивную деятельность учащихся;
Четвертый уровень - комбинированная лекция, второй частью которой служит частично - поисковая деятельность обучаемых;
Пятый уровень - проблемное учение, т.е. создание проблемной ситуации преподавателем и исследовательский поиск учащихся, направленный на ее разрешение.
XI. Основными путями дальнейшего повышения качества и эффективности лекции являются:
- совершенствование тематики и содержания лекций;
-совершенствование педагогического мастерства преподавателя;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.