Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 9

Различия в мировоззрении греков и римлян обусловили раскол церкви. Греки акцентировали внимание на личном достижении спасения, т.е. идеал христианства  –  монашество. На Западе церковь стала рассматриваться как публичная корпорация. Т.е. учение Христа синтезируется с рим. правом, и церковь стала рассматриваться как ведущая земная корпорация. Православие и католицизм различны по вопросам о главе церкви. Православие  –  главой является Христос; католицизм  –  Папа, который как преемник Петра получил от Христа обязанность "пасти все его стадо".

Кроме того, Западная римская империя прекращает свое существование (распадается на зап. и вост.), и церковь становится единственным институтом, который может организовать челов. общежитие. В Восточной империи  –  церковь в таком статусе не нуждается и наоборот охраняется гос-вом. Все ереси 1-го тысячелетия: арианство и др.………были чисто вост. ереси, т.е. это была разница в учениях о сущности Бога.

Зап. ереси двояки:

1)  выступали против существовавшей церковной иерархии;

2)  манихейство, т.е. признание равноправного существования сил света и тьмы.

Христианство является религией угнетенных, т.е. перед рабами появляется возможность получить вознаграждение за страдания. С др. стороны, христианство не отвергает рабство, рассматривая его как наказание за грехопадение. Христианство не отвергает гос. институты, акцентирует внимание на справедливом исполнении обязанностей. Христиане вели активную идеологическую, а затем пол.-пр. борьбу против иудеев.

ПОЛ.-ПР. ВОЗЗРЕНИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО.

Августин по происхождению африканец. Отец  –  рим. военначальник, мать  –  христианка. Августин получил классич. рим. образование. После 33 лет он пошел по пути матери. Августин Блаженный был очень плодовитым писателем. Августин пишет труд о Граде Божьем, который является ответом на сожжение Рима Алларихом. Сожжение  –  наказание за грехи. Господь желает от человека любви и поклонения, однако оставляет человеку свободную волю, чтобы человек мог сам сделать свой выбор, и поэтому происходит повреждение человеческого рода, и в мир входят смерть и несправедливость. Господь изначально справедлив, однако это не означает справедливости в юр. понимании. Т.е. любой человек, признающий Бога, м.б. спасен.

Августин является ярым противником еретиков. Августину принадлежит значительная роль в разгроме ереси. Он доказывает, что спасение осуществляется только по благодати и божественному соизволению. Августин развивает мысль, что церковь д. спасать грешников, т.е. церковь остается в миру. Августин разделяет мир на 2 града: Град Божий  –  божественная организация, божеств. союз, в котором обитают праведники. Земным проявлением такого союза является церковь, однако церковь  –  не Град Божий, ибо оно подвержена греху. Град земной подчиняется человеческому соизволению, в котором существует зло и несправедливость. Чтобы достигнуть Града Божьего, необходимо следовать воле Бога, которую озвучивает церковь. Существует 2 пути:

1)  исполнение воли Бога и спасение.

2)  подчинение своей воле.

Град земной живет по своим з-нам, чтобы следовать воле Бога и регулировать отношения между людьми. Августин развивает идею Платона о троичности мира. Мир кратен трем, что выражает воззрение о мире как о пастбище. Цель жизни человека  –  достижение спасения. Спасения не м.б. вне церкви, т.е. любой человек, который находится вне церковной иерархии, объявляется еретиком и д.б. изгнан из гос-ва. Учение Августина Блаженного  –  основной источник католицизма.

ПОЛ. -ПР. ВОЗЗРЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1.  Общая характеристика.

2.  Пол.-пр. воззрения Фомы Аквинского.

3.  Раннесредневековые ереси.

4.  Учение Марселя Поддонского.

5.  Средневековая юр. мысль.

1. Пол.-пр. воззрения в этот период характеризуются теологичностью и обычно выражаются:

·  обоснование власти Папы.

·  обоснование власти императора.