Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 2

Пол.-пр. воззрения древних евреев отличается от других следующим:

·  этот народ избран;

·  властитель их – Бог, который управляет 2/3 пророков, царей, судей и др.;

·  между евреями и Богом заключен Завет: Бог обещает отдать евреям землю обетованную (Палестину) и дать им мессию, а евреи обязуются подчиняться только Богу; Бог – их законодатель.

2. 2 основные религиозно-политич. доктрины :

·  брахманизм;

·  буддизм.

Брахманизм  –  наиболее древняя религия предков, в основе которой лежит деление общества на варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шумеры.

Каждая варна имела четкое предназначение.

Кшатрии  –  обеспечивают управление . Все варны живут для брахманов. Брахманизм  –  религия, которая охватывает все стороны общественно-полит. жизни. Душа в брахманизме совершает бесконечное количество перерождений согласно закону Варны.

Качество жизни определяет число следующего рождения. Если человек выполняет все предписания, он рождается в низшей варне. Понятие права у индусов нет, они не воспринимали право как уникальный соц. регулятор. У них право  –  собрание религ. текстов, регулирующих наиболее значимые стороны.

Наука управления  –  дандонизм (палка): организация деятельности людей с помощью жестких мер.

У них нет понятия справедливость. Справедливость восстанавливается по закону варны.

Брахманизм привел к жесткому закреплению основных границ (т.е. гос-во лишилось примата святых сил) => пробелы, которые может разрешить др. доктрина, которая помогает разрешить сословные противоречия  –  это буддизм.

Учения буддизма базируется на 4-х благородных истинах. Жизнь есть страдание. Если в жизни радость  –  это временно, страдание конечно. Страданий можно избежать посредством определенного пути. Конец страданий  –  достижение нирваны  –  растворение в абсолюте.

Для достижения нирваны Будда предлагает восьмеричный путь наставления неправедной и праведной жизни; по уничтожению чувств, подготовки к растворению в небытии.

Принцип буддизма  –  недеяние, т.е. буддисты живут по законам дхармы и кармы.

Дхарма  –  закон воздаяния, т.е. каждый в следующей жизни получает по своим поступкам.

Карма  –  закон последствий и причин.

Политико-правовая доктрина буддизма основана на принципе недеяния, принципе справедливого управления, т.е. на выполнении обязанностей, которые предписываются данным положением в обществе, такие обязанности нужно выполнять. В соблюдении восьмеричный путь.

2-ой век до н.э. буддизм и брахманизм => индуизм.

Для индуизма чуждо милосердие, т.е. каждый должен нести ответственность за свои грехи.

3. В Китае 4 основных политико-правовых понятия:

·  даосизм;

·  конфуцианство;

·  моизм;

·  легизм.

Китай  –  гос-во, идеология которого формировалась на идеологии буддизма. Цель  –  достигнуть нирваны. Буддизм делится на много ветвей.

Главный постулат китайской философии  –  Дао (путь)  –  универсальная, непознаваемая категория, которая предшествует всегда и везде. Каждому явлению свойственно свое Дао. Дао никуда не спешит, но везде успевает. Дао невозможно понять, но ему необходимо следовать. Дао первоначален. Это естественный порядок вещей. Каждый должен следовать своему Дао.

Представитель даосизма  –  Лаоцзы. Он считает любой прогресс отклонением от истинного Дао, т.е. Дао не нуждается в своем развитии, однако люди, отклоняясь от истинного Дао, нарушают его и заменяют естественную саморегуляцию неким искусств. приспособлением.

Называть имена  –  лгать. Говорить = называть имена. Даосы  –  за возвращение к первоначальн. состоянию, к патриархальным деревням, которые управляются старейшинами. Цепочка утраты добродетели: сначала был Дао, который не требовал исполнения. Затем люди начали регулировать отношения с помощью добродетели. Утрата добродетели влечет появление иных правил поведения, признание церемоний => влечет ритуал. Признание ритуала => появление закона.

Лао  –  за возвращение в предгосударств. состояние. Гос-во – это зло.