Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 25

Эпоха Просвещения – эпоха политики родовой аристократии, захватившей власть в свои руки, избавившейся от произвола короля и диктатуры церкви. По Вольтеру идеальным государством является Англия – действует судебное правосудие, разделение власти, политические партии.

Вольтер был идеологом наиболее крупной части населения.

Эпоха Просвещения – эпоха начала кабинетной истории и кабинетного права, т.е. создаются абстрактные, оторванные от жизни концепции, позволяющие трактовать себя неоднозначно. Таким образом, различные трактовки могут привести к неизбежным социальным взрывам.

XVIII в. – начало появления серьезных атеистических концепций (Дидро – принципы естественной религии). В XVIII в. В Западной Европе появляются новые критерии оценки содержания права, позволяющие себя трактовать по-разному.

3. Три трактата – «Персидские письма», «Рассуждение о причинах величия и падения Римской империи», «О духе законов» (сразу запретили). Затем трактат в защиту духа законов. Монтескье начинает учение с народного духа (духовные законы, общий разум). В трактате первоначально рассматривает закономерности развития природы и законы (это физические законы природы и изменчивые законы, по которым живет человек). Физические законы константны, человеческие – нет. Должны существовать некие абстрактные законы, из которых проистекают человеческие законы. Источником права является человеческий разум, который на основании общих принципов формулирует позитивное право.

Дух законов зависит от ряда факторов:

·  географические условия жизни;

·  национальная, религиозная, социальная структура населения;

·  форма правления;

·  традиции, обычаи и т.д.

Т.е. применительно к каждому народу дух закона является различным. Законы государства не могут быть имплементированы в право другого государства из-за различия народного духа – из этого тезиса развивается историческая школа права, которая впоследствии и выступает могильщиком естественного права и общественного договора. Монтескье подразделяет законы на букву закона и дух закона. Дух закона – то абстрактное содержание, которое должно выражаться во внешней форме, и которое соответствует ряду внешних условий. Буква закона – конкретное правило поведения. Начинается противопоставление формы и содержания права, что впоследствии выражается в «политике двойных стандартов». Здесь разделяется неразделимое (?). Монтескье выделяет три формы правления, каждой из которой свойственен свой дух:

1)  демократия – власть принадлежит народу, основной принцип законодательства – избирательное право;

2)  монархия – основным принципом является иерархичность власти, сословность и привилегии;

3)  тирания – принципом является произвол и прихоть.

Концепция разделения власти всегда исходит из того, что вся власть принадлежит народу, который изначально равен и взаимодействует с государством на основании общественного договора. Народ по общественному договору устанавливает форму правления и затем может ее контролировать. Какой народ – нахуй-нахуй. Термин гипотетичен. Просветители вводят в право слишком много абстрактных категорий, не наполненных конкретным содержанием.

4. Руссо – философ, педагог, политик, писатель и т.д. Учение общественного договора достигает апогея. Фактически составляет политическую программу с последующей реализацией в революции. Уже находятся первые идеологические обоснования диктатуры. Основной трактат – «Об общественном договоре». Цель – выявить идеал отношений государства и общества, соотношение политической и гражданской власти и т.д. Непосредственное идеологическое обоснование Французской революции. Цель – изучение общественного договора и сравнение действующей государственной власти с его положениями, т.е. интересует проблема легитимности власти. Исходный постулат – наличие «золотого века», в котором люди изначально были равны и свободны, но формальное равенство не является равенством фактическим à начинает возникать неравенство, появляется частная собственность и расслоение на бедных и богатых, возникает произвол, тирания.