Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 11

В основе человеческого закона должна лежать справедливость, но если он не справедлив, то это не освобождает от его исполнения. Фома Аквинский сумел истолковать догмат «вся власть от бога» соответствующим образом. Фома Аквинский делит власть на три части:

1 происхождение власти, таким образом действительный источник власти – бог.

2 выделяется использование и приобретение власти, то есть власть должна использоваться для выполнения божественной воли и божественных законов.

3 власть может передаваться законно и может даваться незаконно.

Фома Аквинский вводит в европейскую политико-правовую мысль учение Аристотеля мысль о формых государства и выделяет: монархию, аристократию, демократию. Монархию он считает лучшей формой правления. Она может быть абсолютной (вся власть принадлежит одному человеку) и политической (власть передаётся по договору с высшими сановниками.

3. Основные ереси в Западной Европе – это ереси, направленные против засилия католицизма, вероучительные ереси приходили с Востока, основным из них являлось богумильство (манихейтсво). У них мир – это арена борьбы между богом и дяволом, то есть, чтобы нормально существовать человек должен поклоняться сразу обоим началам. Они, не отвергая иерархию, выступали против притязаний римской церкви. Данная ересь является деструктивной и направлена на уничтожение общества. Человек должен выбрать для себя властелина, а любой из властелинов требует уничтожения другого.

Следующая ересь – вальденсов, то есть попытка возвращения к первоначальному христианству, отвержение церковной иерархии, отказ от собственности, раздача имущества нищим.

Ересь иоахимитов – Иоахим Флорский – родоначальник. Ветхий Завет говорит о боге-отце, новый завет – о боге-сыне ==> должен быть другой новый завет – духа святого. Проповедовала ересь стремление к покаянию, к чистоте, к концу света.

Францисканцы, выступая против богатства с одной стороны, постоянно подвергались попыткам смягчить устав, с другой – раскалывались на сторонников мягкого и жёсткого устава.

Ереси можно разделить на плебейские и бюргерские.

Наиболее еретическими странами в 15 веке – Англия, Чехия. В Англии – движение лоулэрдов – нищенствующие священники, которые не были связаны с земельными наделами и приходами.

В Чехии – табориты, выступали против засилия церковной иерархии.

Как английские, так и чешские ереси – попытка идеологического отпора иностранным завоевателем, в Англии завоеватели – норманы. В Англии Джон Уилтклиф. в Чехии Ян Гус. Выступали за перевод священного писания на национальные языки, за сокращение церковных поборов, за национальное духовенство. Христианство начинает становится христианством национальным, то есть попытка создания национального христианства, которое не будет подчиняться римской империи. Ереси были погублены, они не сыграли значительной роли. Англичане распространили теорию англиканства, чехи – ограничили немецкое влияние в своём государстве и вошли в западную Европу на правах самостоятельной части. Буржуазия не могла ещё взять власть в свои руки.

В это время начинается Гуманизм, то есть акцент на человека. Европа знакомится с Византийской культурой. Прославляются герои, церковный католицизм начинает терять власть над душами. Католицизм окончательно срастается с римским правом.

4. Марсилий Падуанский. Монах, придворный богослов императора Фридриха II. Написал трактак «Защитник Мира». Он впервые вводит понятие «народ» как источника власти. То есть власть действительно имеет божественное происхождение, но власть переходит посредством народного волеизъявления. Народ делится на высший и низший, возможностью избрания обладает только высший – это люди, обязанные заботиться целиком, то есть у них отстутвуют частные интересы, они защищают народ, а народ должен их содержать посредством уплаты налогов. Низшие – крестьяне, ремесленники, купцы. Живут только частными интересами и не пекутся о благе государства.