Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима

Страницы работы

Содержание работы

ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТ. И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ.

1.  Понятие ИППУ как науки.

2.  Место ИППУ в системе юр. и др. общественных наук.

3.  Методология ИППУ.

1.

1. ИППУ – хронологическое изучение доминирующего правосознания в обществе, т.е. правовая система как совокупность разноуровневых элементов во вне проявляется в 3-х формах.

1)  нормативная система;

2)  система гос. и суд. органов;

3)  система правосознания, т.е. факторы, которые определяют содержание системы норм – внеш. формы выражения какого-либо содержания.

Правосознание совокупность взглядов, идей и переживаний, определяющих какое-либо поведение как правомерное.

Изучение ИППУ представляет собой изучение 2 форм взглядов:

1)  теоретическое обоснование, почему сложившиеся политико-правовые институты законны и целесообразны;

2)  учения, которые критикуют эти политико-правовые институты.

Особенность ИППУ – в изучении в первую очередь зап.-европейских учений, т.к. только в Европе произошло разделение соц. регуляторов на право и мораль, т.е. содержание было отделено от формы.

Изучение ИППУ необходимо проводить на основании анализа следующих факторов:

·  классов., соц., религ. принадлежность авторов;

·  учитывая сложившуюся историческую ситуацию;

·  учитывая доминирующую религиозную конфессию в данном обществе.

В данном курсе изучается правосознание в форме правовой идеологии, т.е. выраженной в относительно законченном теорет.-научном учении, а также изучаются учения, которые оказались выигравшими в историческом развитии.

При изучении необходимо учитывать : каждый автор (ученый) дает конкретные ответы на конкретные вопросы своей эпохи.

2. ИППУ относится к теоретико-историческим наукам, т.е., с одной стороны, изучает сложившиеся теоретико-полит. взгляды (т.е. законченные учения), с другой – изучает эти взгляды в историческом развитии.

В отличие от политологии, ИППУ изучает взгляды о должном и целесообразном поведении, которое является эталоном для всех.

Выводы ИППУ повторяются во многих учениях, обогащаясь при этом.

3. Методология – наука о методах (способах познания действительности). Для ИППУ единой методологии нет, т.к. каждый из авторов использует свою методологию и изучает актуальные для него проблемы.

При изучении необходимо учитывать также взаимосвязанность полит. доктрин, их взаимную сменяемость, а также возможность физического уничтожения создателей доктрины, а также принадлежность авторов к одной или нескольким различным цивилизациям, а также всю систему соц. и др. факторов, влияющих на определенные учения.

До 17 – 18 веков любое полит.-правовое учение апеллировало к религии, т.е. юр. учений в прямом смысле слова не было.

В 17 – 18 веках проявляется юр. мировоззрение, которое делает упор на изучении внеш. формы придания норме статуса обязательности.

До этого времени основной акцент делался на содержании нормы, которая обосновывалась религиозными доводами. С 18 века религия как фактор правообразования перестает доминировать в полит.-правовых учениях.

ПОЛИТ.-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

1.  ППУ Ближ. Востока.

2.  ППУ Др. Индии.

3.  ППУ Др. Китая.

1.

1. ППУ Др. Востока были теологичны и теократичны, т.е. права в современном европ. понимании не существовало. Право являлось продолжением религ. воззрений. В своей основе учение этого периода содержит мифы – наиб. древние сведения о происхождении общества, гос-ва и т.д. В основе любого мифа – сведения о происхождении мира вообще, т.е. разделение хаоса (бесформенное) и создание космоса (упорядоченное).

Люди как продолжатели Бога – часть космоса и продолжают жить по з-нам, которые даны Богом.

Приблизительно все религии Др. Востока в основе имеют сведения о едином боге. Религия: верховный бог был свергнут своими порождениями.

Первые гос-ва на территории Др. Египта – 4 тыс. лет до н.э. С 3-го тысячел. до н.э. до нас дошли документы, которые можно рассм-ть как ППУ:

Поучения Птахотепа;

Поучение Сыму;

Речение Ипусера.

Во главе – бог Ра. Каждый другой отвечает за опр. сферу деятельности. Понятие "воля бога" не существует. => появляется понятие справедливости, которое отождествляется с богиней Маат.

Именно эта богиня д. организовывать людей для нормального справедл. существования. В основе справедливости – принцип КА – иерархии, т.е. низшие почитают высших, рабы – свободных, все – фараона.

Речение Ипусера – воззрение лица, лишенного власти. Говорит: "Справедливость не соблюдается, суды судят неправильно, люди свободны и не д. подчиняться без особой нужды".

Фараон – одновременно царь и жрец, т.е. организует всю общину для служения богу (богам).

В Др. Вавилоне верх.божеством признается Апсу, который был свергнут, на его место – другой.

За справедливость отвечает бог Шамаш.

Человек, поступающий справедливо, соблюдает стезю Шамаша. Царь обязуется следовать этой стезе.

Др. персы: божества делятся на Аримосна (зло) и Армузда (добро). Царь обязан творить благо.

Др. Финикия: верх. бог – Ваал – бог Солнца. Ему приносят по ночам жертвы – первенцев муж. пола.

Похожие материалы

Информация о работе